- Мама, давай зайдем в магазин Lego! Ну давай! Мы просто посмотрим, не будем ничего покупать!
- Мама, вот, смотри, давай купим Копаку? У меня такого еще нет!
- Ну ладно. У меня через сколько недель день рождения? Давай впишем Копаку в список подарков на день рождения? Он мне очень нужен. Только не забудь!
А у вас как обычно заканчивается история с внезапным заходом в магазин детских игрушек?
В моем случае сработала идея внесения в список пожеланий на ближайший праздник или на следующую зарплату. Если мы неожиданно попадаем в детский магазин и мой сын (5 лет) видит там что-то, без чего ему жизнь не мила, но мы не можем купить это сейчас (не планировали/нет денег/недавно уже покупали игрушку или что-то другое для него/масса других причин), мы договариваемся внести это в список. Сейчас он уже сам вносит. Если к моменту запланированного похода в детский магазин он не забывает именно про эту игрушку из списка и не меняет своего мнения, мы покупаем то, что он хотел. К сожалению, с этой практикой пропала магия неожиданных подарков, но моего сына это более чем устраивает. О знает, чего он хочет и искренне радуется, когда получает именно это.
Причины, почему мы не купим это СЕЙЧАС, я всегда объясняю честно.
Труднее объяснить, как это – «нет денег». А откуда они берутся? Какова их ценность? Как это – «дорого»?
Как вообще рассказать ребенку лет 4-5 про деньги? Про бюджет. Про зарплату. Про ценность труда родителей. Умение обращаться с деньгами не появляется само собой, ему надо учить. В каком возрасте стоит начать?
В интернете можно найти массу рекомендаций на эту тему. Можно даже послушать бесплатный вебинар от Home Credit Bank или записаться на семинар по финансовой грамотности (список семинаров). Предлагают списки книг, которые можно почитать вместе с ребенком,- вот, например, такая подборка от ЁжикЁжик.
В общем и целом вовлеченные в обсуждение темы финансовой грамотности для детей специалисты предлагают начинать говорить с детьми о деньгах уже с 3-5 лет. В этом возрасте, к примеру, можно объяснить, что вещи мы покупаем за деньги, показать монеты и купюры, рассказать, что деньги мы зарабатываем, здесь же можно объяснить связь денег с банковской карточкой и банкоматом - как они там появляются. Можно поиграть в магазин. Пусть ребенок по очереди выступит в роли покупателя и в роли продавца. В 4-7 лет уже можно немного поговорить об экономии, о том, как и зачем копить деньги с привязкой к тому, что не всегда можно сразу купить то, что хочется. Чем не повод сходить в Кидзанию? Позвольте ребенку самому считать деньги и рассчитывать, сколько ему надо еще заработать, чтобы заплатить, например, за поездку на гоночной машине.
Для детей постарше предлагается следующая общая схема, которую родители вправе адаптировать под собственного ребенка. Детям от 7 до 13 лет уже можно предлагать копить деньги (тут встает вопрос о карманных деньгах - об этом мы поговорим позже) и привлекать их к обсуждению семейного бюджета, поговорить о необходимых тратах и их доле в этом бюджете. К 11-15 годам можно уже поговорить о банках, о дебетовых и кредитных картах, об онлайн-покупках, о защите персональной информации, о мошенничестве и его видах. В 13-15 лет дети уже достаточно взрослые – вы вполне можете предложить им достоверные источники, где они сами найдут и изучат информацию, например о налогах и пенсии, а ближе к 16-17 годам - об инфляции или инвестициях, о предпринимательстве.
Если Вам понадобится более детальная информация о том, как играть и что говорить, то здесь автор предлагает интересные практические примеры (уроки) того, как рассказывать детям разных возрастов о деньгах. На сегодня все. А напоследок вот такое занимательное видео об истории денег - с самого начала до наших дней.
Поделитесь с нами и другими читателями форума своими приемами введения детей в курс денежных дел.