Восстановление бухучета — это трудоемкий и сложный процесс, который состоит из множества этапов:
- Аудит текущих операций.
- Анализ и исправление ошибок в бухгалтерских записях.
- Восстановление недостающих или поврежденных документов.
- Подготовка отчетов и финансовых деклараций.
- Взаимодействие с налоговой инспекцией и другими контролирующими органами.
- Разработка рекомендаций по улучшению системы учета в организации.
Помните!
Каждая операция, записываемая в бухучет, должна быть подтверждена соответствующей документацией:
- При отправке или поступлении товаров нужно выписать накладную или взять ее от поставщиков.
- При получении или оказании услуг составляется акт выполненных работ или запрашивается у контрагента.
- Если организация платит налог на добавленную стоимость, то для факта отгрузки товара или предоставления услуги необходимо выставлять счет-фактуру. Поставщики, которые являются плательщиками НДС, обязаны дополнительно предоставить входящие счета-фактуры к накладным или актам выполненных работ.
- При выплате заработной платы формируется платежная ведомость. Для доказательства движения денежных средств (списание, поступление) требуются платежные документы и выписки из банка.
Если у организации по каким-либо причинам утеряна электронная база документов, то тогда необходимо восстанавливать первичную документацию на основании актов сверок с контрагентами.
Восстановление бухгалтерии, основные этапы:
Какие моменты следует учитывать при восстановлении бухучета
- Соблюдайте алгоритм. Сначала исправьте документы, созданные первыми, а затем на их базе — последующие.
- Не забывайте, что у налоговой службы и фондов есть только та информация о начисленных налогах и взносах, которая компания передает в форме декларации и прочей отчетности. Поэтому, даже если за восстанавливаемый период отчетность была сдана, то она, скорее всего, недостоверна. Учтите это при проведении сверки расчетов по обязательным платежам.
- Будьте готовы к тому, что некоторую документацию восстановить не получится (к примеру, в случае ликвидации контрагента). Тогда вам нужно пересчитать налоги без учета этих документов и подать уточненные декларации.
Когда нельзя обойтись без восстановления бухгалтерии
Реорганизация, ликвидация предприятия. Потеря документов или бухгалтерской базы.
Изменен статус организации. Небольшие предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения, но превысившие допустимый разрешенный лимит по объему выручки, обязаны предоставить итоговый годовой отчет на общих основаниях. Они должны пересмотреть все учетные регистры и подготовить всю отчетность по стандартной (основной) форме.
Ведение бухгалтерии с нарушениями. Компании, которые оказывают услуги по восстановлению бухгалтерского учета, нередко сталкиваются с серьезными ошибками в учете после предыдущего специалиста. В данном случае лучше перепроверить документы и провести восстановление бухучета, чтобы в дальнейшем избежать штрафов и проблем с контролирующими органами.
Изменен статус организации. Небольшие предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения, но превысившие допустимый разрешенный лимит по объему выручки, обязаны предоставить итоговый годовой отчет на общих основаниях. Они должны пересмотреть все учетные регистры и подготовить всю отчетность по стандартной (основной) форме.
Ведение бухгалтерии с нарушениями. Компании, которые оказывают услуги по восстановлению бухгалтерского учета, нередко сталкиваются с серьезными ошибками в учете после предыдущего специалиста. В данном случае лучше перепроверить документы и провести восстановление бухучета, чтобы в дальнейшем избежать штрафов и проблем с контролирующими органами.
Важно!
- Восстанавливать бухгалтерию своими силами можно только в том случае, если необходимо исправить ошибки за короткий период. При большом объеме работ лучше заказать услуги по восстановлению бухгалтерского учета, а не пытаться это сделать самостоятельно.
- За ошибки в бухгалтерии вы можете получить штрафы от налоговых органов, а также проблемы с отчетностью. Поэтому важно своевременно исправлять все неточности и обращаться за помощью к специалистам.
Стоимость восстановления бухучета зависит от разных факторов:
- Сложные и нестандартные операции, такие как внешнеэкономическая деятельность, операции с займами, взаимозачеты и другие, могут потребовать больше времени и внимания.
- Восстановление учета на ОСНО является наиболее дорогостоящим и трудоемким процессом.
- Длительность периода восстановления бухучета, количество документов, контрагентов, номенклатурных позиций, численность сотрудников также влияют на стоимость бухучета.
Нет времени, чтобы восстановить бухучет самостоятельно? Обратитесь к нашим специалистам, которые восстановят бухучет и продолжат вести бухгалтерский учет вашей компании на постоянной основе (при необходимости).
Мы занимаем 2-е место в рэнкинге RAEX в области аутсорсинга учетных функций по бухгалтерскому и налоговому учету (по итогам 2022 года). Рекомендательные письма смотрите здесь
Мы занимаем 2-е место в рэнкинге RAEX в области аутсорсинга учетных функций по бухгалтерскому и налоговому учету (по итогам 2022 года). Рекомендательные письма смотрите здесь