Статьи на русском

Михаил Брюханов для РБК: Как навлечь на себя гнев налоговой — топ-5 рисков

Налоговые проверки
Налоговая инспекция чаще всего планирует выездные проверки у налогоплательщика под Новый год, чтобы захватить максимально возможный налоговый период. Как не навлечь на себя такую проверку, рассказывает Михаил Брюханов, управляющий партнер компании «ИАС Аутсорсинг».
История №1. Про запрос от налоговой на пяти листах
Декабрьским днем на телефон позвонил встревоженный директор компании: «Ты знаешь, налоговая прислала запрос на пяти листах. Никогда раньше такого не случалось. Бухгалтер в панике». В запрос были включены детальные вопросы, охватывающие последние три года деятельности налогоплательщика. Стало ясно, что он подготовлен в рамках предпроверочного анализа.
Предпроверочный анализ — последний рубеж относительно спокойной жизни налогоплательщика, за которой может последовать выездная проверка. В его ходе налоговая решает, стоит ли организовать выездную проверку. При этом
Налоговый кодекс (НК) дает инспекторам очень широкие возможности по сбору доказательств. В частности, п. 2 ст. 93.1 НК РФ позволяет истребовать документы и информацию по любым сделкам, достаточно лишь указать в требовании, кто является сторонами сделки.
Если по результатам предпроверочного анализа выявлены нарушения, налоговая инспекция зачастую проводит процедуру побуждения — рекомендует налогоплательщику исключить определённые риски деятельности и оплатить налоги.
Как отличить запрос в рамках предпроверочного анализа от обычного запроса?
1) Запрос в рамках предпроверочного анализа приходит вне рамок налоговой проверки;
2) Чаще всего запрашивается информация за три года;
3) В запросе содержится обширный объем общебухгалтерской информации — расшифровки по счетам, оборотно-сальдовые ведомости, информация по сотрудникам налогоплательщика, одним словом, складывается ощущение, что сторонний эксперт хочет комплексно проанализировать деятельность предприятия.
Дополнительный признак предпроверочного анализа — высокоинтенсивные (раз в месяц и чаще) запросы налоговых органов вне рамок проверок, которые поступают на протяжении трех-шести месяцев. Чаще всего в таких запросах упоминаются проблемные рисковые области деятельности налогоплательщика.
Еще один тревожный звоночек — вызов на допросы сотрудников, как действующих, так и бывших, а также партнеров и совладельцев бизнеса. Наши люди любят всей душой, а ненавидят всем сердцем, поэтому редко расстаются с сотрудниками и партнерами конструктивно. Если вам стало известно, что налоговая вызвала бывших сотрудников на разговор, это однозначный красный флаг, свидетельствующий о риске выездной проверки.
Важно отметить, что запросы налогового органа в рамках предпроверочного анализа могут быть посвящены группе операций или конкретному контрагенту. Это обусловлено тем фактом, что выездные проверки могут быть тематическими, когда охватывается не вся деятельность предприятия за 3 года, а какой-то конкретный аспект — вид налога, договор, конкретный контрагент и взаимоотношения с ним.
Налоговая инспекция обладает колоссальными по широте охвата программно-аппаратными комплексами, позволяющими видеть налогоплательщика практически насквозь. Взаимозависимые лица, денежные потоки, разрывы НДС, построение динамических взаимосвязей, данные ЗАГС, данные ГИБДД, данные Росреестра — всю эту информацию инспекторы могут получить практически нажатием одной кнопки. Понятия «налоговая или банковская тайна» для них на практике не существует.
Узнать о ТОП-5 рисках на РБК
Статьи