Электронные счета-фактуры: новые правила работы с 1 октября 2025 года
С 1 октября 2025 года бизнес ждут важные изменения в электронном документообороте.Компаниям и ИП предстоит перейти на новый порядок обмена счетами-фактурами и другими документами в цифровом формате. Уже сейчас эксперты рекомендуют начать готовиться к этому переходу.
Главная цель нововведений — сделать обмен электронными документами проще и быстрее. Это сократит время на обработку ЭДО и упростит взаимодействие между контрагентами.
Расскажем подробнее, какие правила поменяются и как это отразится на работе компаний
Сейчас, когда покупатель получает электронный счёт-фактуру, он должен:
-
Создать электронную расписку о получении (извещение).
-
Подписать её своей цифровой подписью.
-
Отправить своему оператору электронного документооборота.
Далее процесс выглядит так:
-
Оператор покупателя отмечает дату получения расписки.
-
В течение следующего рабочего дня пересылает её оператору продавца.
-
Оператор продавца также фиксирует дату получения.
-
И в течение следующего дня передаёт расписку самому продавцу.
Такие правила прописаны в официальных документах Минфина (Приказ от 05.02.2021 № 14н).
Система работает как электронная почта с уведомлением о прочтении, где все этапы доставки подтверждаются и фиксируются.
Если в электронном счете-фактуре обнаружена ошибка, покупатель направляет продавцу электронное уведомление об уточнении (УоУ), которое также требует подписания электронной подписью и подтверждения даты получения. Процесс передачи таких уведомлений между операторами ЭДО полностью аналогичен процедуре с извещениями о получении и занимает столько же времени — каждый этап передачи между операторами и контрагентами требует до одного рабочего дня. Таким образом, даже без учёта выходных и праздников процедура направления и подтверждения документов может занимать несколько дней, а в случае возникновения задержек — неделю или более.
Что изменится:
Вместо сложной системы извещений и уведомлений компании перейдут на универсальные сообщения.
Главные преимущества нововведения:
-
Не нужно подтверждать даты отправки и получения
-
Не требуется обязательная электронная подпись
-
Процесс станет значительно быстрее и проще
Теперь компании смогут моментально отправлять универсальные сообщения через операторов ЭДО сразу после получения счетов-фактур. Это в разы ускорит документооборот и снизит административную нагрузку.