KPI — эффективность работы сотрудников
Заинтересованность сотрудников в достижении поставленных компанией целей является важным условием ее поступательного и динамичного развития.
KPI (аббревиатура с англ. Key Performance Indicators или КПЭ) – система показателей определяющих эффективность работы сотрудников, отдельных структурных подразделений и направлений бизнеса или же компании в целом.
Целью внедрения КПЭ является рост прибыли компании, который обеспечивается более высоким уровнем вовлеченности ее сотрудников, замотивированных в получении лучшего результата своей работы.
Поставленная цель достигается реализацией следующих задач:
Построение четкой иерархии целей работы структурных подразделений компании от краткосрочных (на неделю/месяц) до долгосрочных определенный стратегией развития.
Установление зависимости материального вознаграждения, получаемого сотрудником, от его персональной эффективности и финансовых показателей компании.
Преимущества внедрения KPI в компании:
Прямая зависимость оплаты труда от достигнутого результата, повышающая заинтересованность сотрудников в росте производительности труда и экономии расходов
Повышение прозрачности бизнеса, обеспечиваемое доведением целей и приоритетов компании до каждого сотрудника
Повышение лояльности персонала компании, снижение текучести кадров, обусловленное заинтересованностью работников в сохранении работы, в которой его усилия должным образом вознаграждаются
Четкое определение целей, дающее возможность мониторинга процесса их достижения, оперативного внесения корректировок
Универсальной системы KPI не существует
Единой системы KPI, подходящей любой компании не существует, также различаются KPI для отдельных категорий работников: если для маркетолога важно получить максимальное количество лидов, то есть откликов на реализуемые им активности, то для продажника значение имеет количество звонков и встреч с клиентами, приводящих к заключению сделки.
К числу широко используемых KPI относят клиентские, финансовые, процессные показатели работы сотрудников, а также критерии развития компании или их комбинации.
Многие компании внедрили KPI в практику работы производственных или сбытовых подразделений. При этом АУП и персонал, работающий на повременной оплате труда, обычно зависят от традиционных методов материального стимулирования, имеющих высокий уровень субъективности оценок, зачастую зависящий от отношения руководителя.
Подходы к внедрению системы KPI
Устранить дисбаланс в применении KPI позволяет использование одного из следующих подходов или их комбинация:
Функциональный
Широко распространен на крупных предприятиях и основан на иерархии KPI и целей. Цели компании позволяют определить KPI, отслеживающие их выполнение. Полученные целевые значения KPI направляются по структурным подразделениям, где под каждую функцию руководителей и сотрудников подбираются один или несколько KPI, способствующие ее реализации. Отсюда KPI сотрудников образуют KPI подразделения, которые, в свою очередь, формируют KPI компании.
Процессный
KPI в данном случае привязан к выполняемым процессам, отслеживание которых ведется в crm. Преимуществом такого подхода является простота применения и наглядность расчета заработной платы, что удобно для отслеживания выполнения текущих задач стоящих перед сотрудниками, подразделениями или самой компанией. Сложности проявляются в нетипичных ситуациях, не предусмотренных crm, когда требуется корректировка KPI и введение новых.
Результаты внедрения KPI отражают эффект, который в итоге получает компания:
Улучшение качества сервисов
KPI способствует улучшению качества сервисов компании, повышает уровень удовлетворенности покупателей и стимулирует рост продаж, который на практике достигает 10%
Увеличение числа постоянных клиентов
Рост продаж достигается не столько привлечением новых клиентов, сколько удержанием имеющихся. Опыт демонстрирует, что увеличение числа постоянных клиентов на 5% повышает прибыль на 15%
Сокращение затрат на рекламу
Снижение сбытовых расходов на 10-20%, которое обеспечивается за счет сокращения затрат на рекламу и повышением скорости совершения сделок
Этапы разработки системы мотивации сотрудников
01
Ознакомление
Ознакомление с работой компании, деятельностью структурных подразделений и отделов, функционалом сотрудников
02
Анализ существующей системы
Анализ существующей системы оплаты труда, используемых способов мотивации сотрудников
03
Определение приемов оценки
Определение практических приемов оценки работы отдельных категорий сотрудников и систем мотивации
04
Разработка системы КПЭ
Разработка системы КПЭ, дающей возможность избавиться от субъективизма в установлении стимулирующих надбавок и повышающей их легитимность
05
Подготовка регламентов
Подготовка соответствующих регламентов
Что получит заказчик, заказав разработку системы мотивации сотрудников
Отчет о результатах анализ
Отчет о результатах анализа действующей системы оплаты труда и мотивации персонала с указанием выявленных недостатков и замечаний
Каскадную систему KPI
Каскадную систему KPI соответствующую оргструктуре компании и функционалу ее подразделений, а также отдельных категорий работников
Систему мер
Cпособствующих эффективному внедрению модели KPI в практику компании