Статьи на русском

Аудит в 2 этапа: чтобы не было мучительно поздно

Сегодня многие предприятия подпадают под критерии необходимости проведения обязательного аудита - сумма активов в 60 млн рублей или выручки в 400 млн руб. в год не так велика.

Когда перед руководством предприятия встает вопрос о проведении обязательного аудита, многие воспринимают данную процедуру формально.

Да и что может произойти, когда главный бухгалтер заслуживает доверия или фирма, ведущая бухгалтерский учет, постоянно убеждает, что за достаточно небольшие деньги компания получает высочайшее качество услуг?

Однако на практике эти ожидания зачастую не оправдываются. Ошибки, которые при текущей работе не так заметны, при проведении независимого аудита сразу бросаются в глаза. Тем более что в течение года в налоговые органы предоставляются только налоговые расчеты, бухгалтерский баланс и отчет о финансовом результате. При проведении же обязательного аудита рассматривается правильность формирования всех отчетных форм и за прошлый год и ошибки, которые могут иметь системный характер, сразу становятся явными.

Целью обязательного аудита является выражение мнения о достоверности отчетности, причем в процессе аудита клиенты могут вносить изменения в данные бухгалтерской отчетности с целью исправления выявленных существенных нарушений.

Вот только нередко бывает, что отчетность уже сдана в налоговые органы и органы статистики и изменения уже сданной отчетности, в лучшем случае, привлекут внимание контролирующих органов, а в худшем, затронут уже сданные налоговые декларации и приведут к необходимости сдачи корректировочных деклараций, доплате налоговых платежей и, опять же, к повышенному вниманию налоговых органов. К тому же в бухгалтерскую отчетность корректировки, согласно требованиям законодательства, можно вносить только в текущем периоде, то есть уже по окончании отчетного года.

Провести аудиторскую проверку в период с января по март, когда годовая отчетность еще не сдана, часто бывает проблематичным: нагрузка велика и приоритет аудиторские фирмы отдают тем клиентам, у которых аудит проводится в два этапа.

Именно проведение аудита в два этапа дает оптимальный результат – ведь основные проблемы будут выявлены на первом этапе, когда еще не поздно поправить налоговые расчеты, внести правки в данные бухгалтерской отчетности.

Увеличение затрат на проведение аудита не будет существенным. По нашим оценкам затраты могут вырасти не более чем на 30 процентов в связи с тем, что первый этап выявит все слабые стороны учета, а на втором аудитор только оценит внесение исправлений и подтвердит правильность ведения учета и составления отчетности.
Статьи