На XX Всероссийском налоговом форуме Торгово-промышленной палаты (ТПП) бизнес представил ряд инициатив по модернизации налогового законодательства и системы, которые в дальнейшем были переданы госструктурам. Что беспокоит предпринимателей и какие предложения от бизнес-сообщества поступили властям, расскажем в статье.
Отмена НДС для авансовых платежей должна стать поддержкой для МСП
Напомним, в настоящее время НДС нужно уплачивать с полученных авансов. Однако сложность заключается в том, что налог с компаний взимается ещё до фактической поставки товаров. Как отмечают некоторые эксперты, подобная практика нередко приводит бизнес к кассовым разрывам и трудностям в расчётах, и вполне закономерно, что многие предприятия испытывают сложности с развитием, инвестициями и своевременной оплатой текущих затрат.
В связи с этим предприниматели предлагают изменить порядок уплаты НДС таким образом, чтобы она производилась в момент фактической реализации объекта налогообложения, а не после получения оплаты от покупателя. Эксперты полагают, что эта инициатива станет удобным и логичным решением для малого и среднего бизнеса, который со следующего года будет платить НДС при доходах свыше 60 млн руб. Данная мера значительно снизит объём бумажной работы и сократит административные издержки. Кроме этого, малые предприятия смогут избежать необходимости брать кредиты для уплаты налога за товары, которые они ещё не получили и не реализовали.
Почему властям стоит отменить блокировку счетов за недоимки до 10000 рублей
Предприниматели предлагает не замораживать счета при сумме долга менее 10 тыс. руб. Сейчас ФНС предоставляет максимальный срок (20 дней) для выполнения требования об уплате, независимо от законности решения о проверке. Однако на практике некоторые решения налоговой службы признаются недействительными в судебном порядке. При этом разбирательства длятся годами, и все это время счета компаний остаются заблокированными.
Например, если приостановить операции по счетам, открытым в рамках оборонного заказа, то организация не произведет расчеты за товары и услуги, а несоблюдение сроков может повлечь за собой уголовную ответственность. В настоящее время с этих счетов разрешается погашать налоговую задолженность за счёт бюджетных средств. Однако это обстоятельство формирует двойные потери для государственной системы: как в виде недополученных налоговых поступлений, так и из-за невыполнения обязательств по гособоронзаказу. В связи с этим Торгово-промышленная палата предлагает властям отказаться от блокировки таких счетов.
Представители бизнеса настаивают: блокировка счетов должна применяться только в исключительных случаях, так как подобная практика создаёт для компаний дополнительные финансовые и административные сложности.
Улучшение системы налогового контроля
Участники форума ТПП РФ также предложили властям преобразовать механизмы налогового контроля. В частности, уточнить положения главы 14 НК РФ (ст. 82, 90, 92, 94, 95), добавив в нее информацию о порядке, сроках и гарантиях для налогоплательщиков при проведении дополнительных проверок (осмотр, допрос, изъятие документов и предметов, экспертиза). Кроме этого, предлагается внести изменения в пункт 6 ст. 101 НК РФ «в части закрепления однократности проведения налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля», так как сейчас законодательством не установлено, какое количество данных мероприятий допустимо.
Оптимизация процесса перехода компаний с УСН на ОСНО
В рекомендациях бизнес также указал на необходимость настройки процесса перехода компаний с упрощённой системы налогообложения на общую систему налогообложения и обратно.
Напомним, учитывая увеличение порога выручки для УСН, многие предприятия, использовавшие ОСНО в 2024 г., смогут перейти на упрощённую систему с 2025 г. Таким образом, если организация получает предоплату в 2024 г., она должна уплатить НДС, который не сможет предъявить к вычету в 2025 г. из-за перехода на УСН. Именно поэтому предлагается ввести переходные положения, которые позволят осуществить вычет при таких обстоятельствах.
Так, если общая сумма доходов компании на УСН превысит 450 млн руб., она потеряет право использовать ставки 5 % и 7 % с начала месяца, в котором произошло превышение. «То есть, в случае превышения порога в 450 млн руб., например, в ноябре 2025 г. налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с 1 октября 2025 г., а право на применение пониженной ставки НДС 7% — с 1 ноября 2025 г.», — указывается в рекомендациях. Эти правила нуждаются в согласовании и технической доработке на законодательном уровне, поясняют представители бизнеса.
Напомним, учитывая увеличение порога выручки для УСН, многие предприятия, использовавшие ОСНО в 2024 г., смогут перейти на упрощённую систему с 2025 г. Таким образом, если организация получает предоплату в 2024 г., она должна уплатить НДС, который не сможет предъявить к вычету в 2025 г. из-за перехода на УСН. Именно поэтому предлагается ввести переходные положения, которые позволят осуществить вычет при таких обстоятельствах.
Так, если общая сумма доходов компании на УСН превысит 450 млн руб., она потеряет право использовать ставки 5 % и 7 % с начала месяца, в котором произошло превышение. «То есть, в случае превышения порога в 450 млн руб., например, в ноябре 2025 г. налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с 1 октября 2025 г., а право на применение пониженной ставки НДС 7% — с 1 ноября 2025 г.», — указывается в рекомендациях. Эти правила нуждаются в согласовании и технической доработке на законодательном уровне, поясняют представители бизнеса.
Иные инициативы бизнес-сообщества
Бизнес также хочет усовершенствовать способы урегулирования разногласий на всех стадиях налогового контроля. Для этого предлагается внедрить механизм специальных процедур, которые позволят достичь соглашения о разрешении споров на любой стадии налогового контроля и процесса. Также рассматривается возможность привлечения независимых экспертов для получения их профессиональной оценки в конкретной ситуации.