Статьи на русском

Бухгалтерский аутсорсинг

Бухгалтерский аутсорсинг (аутсорсинг в финансовой сфере) - один из вариантов бухгалтерского обеспечения функций учёта и отчетности на предприятии, за которое несёт полную ответственность, в соответствии с законодательством, руководитель предприятия. В данном варианте в целях обеспечения бухгалтерского учёта на своём предприятии и предоставления необходимой отчётности ФНС и внебюджетным фондам используется специализированная компания. Формы сотрудничества могут быть весьма разнообразны, начиная от формирования «нулевой отчётности» и до регулярного сотрудничества на ежедневной основе.

Теоретически и практически, бухгалтерская компания может полностью выполнять все функции бухгалтерии предприятия вплоть до исполнения банковских платежей и выставления первичных документов контрагентам. Однако, это не исключает возможности построения достаточно сложных и гибких бизнес-процессов с использованием внешних компаний и собственных сотрудников для достижения максимальной эффективности.

Не стоит путать аутсорсинг бухгалтерии с привлечением внештатного бухгалтера. Аутсорсингу присуща, главным образом, передача регулярных функций. В то время как привлечение внештатного специалиста необходимо расценивать скорее как передачу эпизодических объёмов работ конкретному исполнителю.

Особенности аутсорсинга бухгалтерии. Аутсорсинг финансовых функций вообще, и бухгалтерии в частности, относится к одним из самых сложных форм аутсорсинга бизнес-процессов. Причиной тому является необходимость управления несколькими бизнес-процессами одновременно, на что зачастую руководителям не хватает управленческого опыта. К тому же, аутсорсинг финансовых функций, связанных с управлением финансами, учетом и отчетностью предприятия подразумевает доступ аутсорсера к сведениям и документам, которые могут представлять коммерческую тайну. Дополнительно широкому распространению аутсорсинга в России препятствует ряд факторов. Объективный — отсутствие нормативной базы. Стороны заключают договоры, руководствуясь общероссийским законодательством и общей терминологией. Далеко не всегда эти договоры составлены грамотно. Ещё реже они учитывают специфику деятельности и характер взаимоотношений клиента и поставщика услуг (аутсорсера).

1.Преимущества бухгалтерского аутсорсинга.



Бухгалтерский аутсорсинг представляет собой передачу ведения налогового и бухгалтерского учета сторонней организации, специализирующейся на бухгалтерском обслуживании, бухгалтерское сопровождение дает возможность компании сконцентрировать всё свое внимание на своем бизнесе, а также минимизировать финансовые и управленческие расходы и снизить финансовые риски. Передавая ведение высококвалифицированным специалистам, вы обеспечиваете стабильное развитие своего бизнеса. Аутсорсинг имеет неоспоримые преимущества, которые уже успели по достоинству оценить многие компании.

Каким компаниям выгодно использовать бухгалтерский аутсорсинг?

Ошибочно мнение, что аутсорсинг выгоден только для небольших организаций. При грамотном выстраивании взаимоотношений на аутсорсинг можно передать любую компанию – представителя малого и даже среднего бизнеса. Если клиенту необходимо, чтобы в офисе присутствовал специалист, который оперативно сможет подготовить первичные документы, мы готовы предоставить такого сотрудника. Дальнейшее ведение учета до составления баланса, а также консультирование руководителей ведет наш эксперт удаленно. Если же клиент готов взять подготовку первичной документации на себя – это для него хорошая возможность сэкономить.

Преимущества аутсорсинга бухгалтерского учета очевидны и основными достоинствами являются:

Снижение стоимости реализации бизнес-процесса:

• Фирма заказчик сокращаете расходы на оплату труда собственного бухгалтера.
• Стоимость оплаты услуг внешней фирме дешевле, чем размер заработной платы вашему сотруднику, не требуется платить ежемесячные налоги и начисления по заработной плате (соц. и мед. страхование).
• Фирме не требуется приобретать специализированное программное обеспечение.
Внешняя фирма использует в своей работе собственное лицензионное ПО.

Увеличение качества получаемых услуг:

• Аутсорсинговая компания специализируется на определенном виде деятельности и обслуживает большое количество фирм, что позволяет ей досконально разбираться во всех текущих вопросах и использовать наработанный опыт;
• Внешняя фирма имеет в своем штате сотрудников специализирующихся в различных областях бухгалтерского учета и налогообложения.
• Внешняя фирма всегда доступна, оперативно решает проблемы и отвечает на вопросы, которые могут возникнуть в ходе вашей хозяйственной деятельности.
Снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса:
• Концентрация всех усилий на основном бизнесе. Передача побочных бизнес-процессов на аутсорсинг позволяет направить усилия менеджеров на основное дело компании.
• Аутсорсинговая компания несет ответственность за выполняемую работу в соответствии с договором на обслуживание и действующим законодательством
• Внешняя фирма на основании заключенного договора с заказчиком в установленные сроки предоставляет требуемые документы, отчеты и др.

2.Функции бухгалтерского учета, передаваемые на аутсорсинг.



Бухгалтерский учет можно рассматривать в широком и узком смысле. В английском языке для бухгалтерского учета, который характерен для нашей реальности, есть два термина, которые в переводе обозначают "Счетоводство" и "Финансовый учет". Чаще всего бухгалтерский учет у неспециалистов вызывают ассоциации лишь со счетной работой в ее более простом варианте.

Поэтому надо остановиться на главных функциях бухгалтерского учета.
- регистрирующая. Сущность функции определяется отражением фактов хозяйственной жизни. Оно осуществляется путем регистрации в первичных учетных документах.

- информационная. Это одна из основных функций, выполняемых бухгалтерским учетом в системе управления фирмы. После регистрации в документах хозяйственных операций надо их систематизировать таким образом, чтобы была возможность получения нужной информации заинтересованными пользователями.

Расчеты гласят, что на часть бухгалтерской информации относится более 70% общего объема финансовой информации. Именно систематичный бухгалтерский учет собирает и накапливает различные обобщающие и аналитические факты состояния и движения имущества. Также информацию об источниках его создания, хозяйственных процессах, об итоговых результатах экономической и хозяйственной деятельности компании.

- функция обратной связи. Системный бухгалтерский учет наделяет экспертов управления фактами о деятельности организации и его подразделений за определенный промежуток времени. При помощи обратной связи благодаря бухгалтерской информации, организовывается контроль над исполнением плановых показателей, стандартов, норм, смет, выполнение экономного использования всех типов ресурсов

- аналитическая функция. Правильная и юридически обоснованная информация необходима для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности фирмы и её отделов. Аналитическая функция очень связана с информационной функцией. Бухгалтерская отчетность функционирует таким образом, что в ней отображается информация в динамике, более чем за один отчетный период. Таким образом, есть возможность всегда выявить изменение отдельных атрибутов.

- контрольная функция. Контроль - это процесс, который позволяет определить достижение компанией своих задач. Выделяют три вида контроля: предварительный, контроль в настоящий момент и последующий контроль. В компаниях предварительный контроль чаще всего используется по отношению к человеческим, материальным и экономическим ресурсам. Контроль в настоящий момент осуществляется прямо во время выполнения работ. Постоянная проверка работы, обсуждение проблем, которые возникают и предложений по ее улучшению дают возможность исключить отклонения от намеченных целей. Если дать возможность развиться отклонениям, они могут эволюционировать в серьезные проблемы для фирмы. Последующий контроль производится либо сразу после завершения контролируемой деятельности, либо по окончанию определенного момента; фактически результаты, которые получены, сравниваются с желаемыми, и в итоге определяется результативность.

- обеспечение целостности собственности. Данная функция усиливает контрольную. Инструментом для воплощения функции обеспечения целостности собственности является инвентаризация имущества фирмы, инвентаризация расчетов. Без выполнения данной функции ведение бизнеса теряет смысл.

Таким образом, существует цель, которую надо учесть при переходе на аутсорсинг: вместе с партнером выяснить какие функции бухгалтерского учета можно возложить на аутсорсера, какие именно услуги нужны, и какая часть учетных работ остается у заказчика.

3.История аутсорсинга в России.



Бухгалтерский аутсорсинг имел место быть и во время социализма. Формы бухгалтерского аутсорсинга были такими:

 1. Передача за пределы компании функции бухгалтерии в сфере расчетов с персоналом по оплате труда. Это было вызвано определенными экономическими причинами. В 70-е годы еще не изобрели персональные компьютеры. Вычислительную технику составляли перформационно-клавишное оборудование или вычислительные машины, которые были только в специализированных вычислительных центрах.

Организации, которые не имеют вычислительной техники, направлялись в вычислительные центры за помощью в расчёте заработной платы и удержания налогов.

 2. Частичный вывод контрольной функции за границы организации. Широко практиковалось проведение ревизий сторонними экспертами. Чаще всего, организации, которые управлялись одним главкомом, должны были проверяться один раз в год. Функционировала система перекрестных проверок. Ревизия осуществлялась не специализированной компанией. Эксперты одной организации осуществляли ревизию на другом предприятии. В итоге после данных ревизий происходил обмен и повышение опыта.

У начальника и главного бухгалтера была уверенность в достоверном ведении учета. Другая форма по выводу контрольной функции за пределы компании - это когда вышестоящие предприятия проверяли нижестоящие звенья системы. Чаще всего, вышестоящая компания имела в своем штате ревизоров, осуществляющих проверку подведомственных фирм. Естественно, эти формы не являются чистым аутсорсингом, так как они организовывались либо в зависимых фирмах, либо в границах одной отрасли. Но, уже тут идет речь о выводе части бухгалтерских функций за границы организации. Во времена социализма была хорошо выработана система ведения бухгалтерского учета. На каждой фирме обязательно обучали свой штат.

Желательно, чтобы старые наработки применялись и в современной хозяйственной жизни предприятий. Как гласит старая народная мудрость: новое - это хорошо забытое старое.

Сейчас бухгалтер часто остается один на один со своими проблемами. Начальники забывают, что согласно Закону "О бухгалтерском учете" именно начальник несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

Проблемы учета в фирме не исчезают, даже если хозяин принимает на работу опытного и высококвалифицированного главного бухгалтера. Не обязательно бухгалтер ошибается, по причине незнания чего-либо. Иногда ему просто необходимо в чем-то дать подсказку. Необходим сторонний взгляд на его работу.

Необоснованная экономия на ревизиях приводит в первую очередь, к постоянным беспокойствам бухгалтера (а вдруг чего-либо забыл, а вдруг чего-либо недопонял, а вдруг где-то недосмотрел); во-вторых, к отсутствию понимания между начальником и бухгалтерией; в-третьих, в итоге к финансовым потерям.

Следующая стадия развития аутсорсинга в России происходила в 90-е годы. Услуги по бухгалтерскому аутсорсингу сформировались в недрах аудита. Рынок услуг начал прогрессировать, аудиторские фирмы столкнулись с тем, что их клиентам нужны не лишь проверки, но и помощь в формировании рационального ведения всех типов учета.

Заключение.


Таким образом, бухгалтерский аутсорсинг заключается в передаче функций организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности бухгалтерской компании - аутсорсеру. При этом стоит отметить, что аутсорсинг бухгалтерских услуг подразумевает включение бухгалтерской компании в бизнес-процессы компании - заказчика. По сути, бухгалтерская компания, которой Вы передаете функцию ведения бухгалтерского учета на бухгалтерский аутсорсинг, становится самостоятельным, юридически независимым, но функциональным подразделением вашей компании.
Аутсорсинг бухгалтерии в России, не смотря на широкое распространение аутсорсинга на западе уже с 80-х годов прошлого века, до сих пор является скорее "диковинкой", чем обыденностью. И тому есть несколько причин.

Основная сложность в развитии аутсорсинга бухгалтерских услуг - это закрытость российских компаний. Вопрос конфиденциальности финансовых показателей компании, передачи сведений о деятельности фирмы вызывает у российских предпринимателей множество опасений. Российскому руководителю сложно представить свою компанию без собственной бухгалтерии и ответственного за ее ведения главного бухгалтера. Но, тем не менее, признанный во всем мире аутсорсинг, в том числе бухгалтерский аутосорсинг, имеет неоспоримые преимущества по сравнению со штатной бухгалтерией.

Аутсорсинг бухгалтерского учета хорош не только тем, что позволяет неплохо сократить затраты на бухгалтерский учет предприятия, но еще и тем, что дает возможность получить действительно качественное ведение бухгалтерии. Сотрудники бухгалтерских фирм всегда качественно и грамотно проводят разработку налоговой и учетной политики предприятия, организуют текущее ведение бухгалтерии и документооборота, рассчитывают все налоги и зарплату сотрудников, составляют и сдают всевозможные налоговые декларации и расчеты. Бухгалтерские фирмы ориентируют свои услуги на предприятия с совершенно любой организационно-правовой формой.

Если вам не хотелось бы тратить время и силы на все вопросы бухгалтерии, эту проблему можно закрыть раз и навсегда — найти качественную компанию по аутсорсингу бухгалтерии.

Если же у вас накопились вопросы по аутсорсингу бухгалтерии и критериям выбора компании, то можете связаться с нашим экспертом в рабочее время. Для этого нужно просто оставить заявку в форме ниже. Консультация бесплатная.
Статьи