До настоящего времени финансовым инструментам было непосредственно посвящено три международных стандарта: МБС 32 "Финансовые инструменты: представление" (IAS 32 Financial Instruments: Presentation), МБС 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка" (IAS 39 Financial Instruments: Recognition and Measurement), МСФО 7 "Финансовые инструменты: раскрытие" (IFRS 7 Financial Instruments: Disclosures).
Последние годы тема финансовых инструментов оставалась предметом острых дискуссий, а с началом финансового кризиса стала бухгалтерской темой № 1 в контактах международных общественных институтов с Советом по МСФО.
![](https://static.tildacdn.com/tild6563-3634-4461-a534-373633633630/Frame_96.png)
— с одной стороны, требования МСФО по финансо¬вым инструментам всегда критиковали и критикуют за чрезмерную сложность, с другой - представляемая в отчетности информация даже при должном выполнении всех требований оказывается недостаточной, что под-твердил финансовый кризис;
с одной стороны, унификация критериев оценоч¬ной классификации финансовых инструментов позволяет более эффективно сравнивать между собой отчетность разных компаний, с другой — универсальная регламен¬тируемая классификация зачастую не соответствует при¬меняемой в компаниях политике управления финансовы¬ми инструментами, что делает отчетные показатели "ото¬рванными от жизни";
с одной стороны, главным преимуществом финан¬совой отчетности, по сравнению с другими вилами отчет¬ности, является способность передать большой массив разносторонней финансовой информации через узкий набор элементов отчетности — активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, с другой - многие показа¬тели, связанные с финансовыми инструментами, не впи¬сываются в эти элементы, из-за чего приходится выно¬сить большой объем информации в формат текстовых пояснений и изобретать внесистемные категории "заба¬лансовых" статей.
1.Новый международный стандарт по финансовым инструментам.
![](https://static.tildacdn.com/tild3630-3461-4666-a333-393933666431/checking-banking-acc.png)
Промежуточные результаты поиска компромисса между указанными противоречивыми за-дачами были формализованы Советом по МСФО в новом стандарте МСФО 9 "Финансовые инструменты" (9 Financial Instruments). Этот стандарт был выдан 12.11.09 и позиционируется Советом по МСФО как первая ступень проекта по замене МБС 39, поскольку не рассматривается как финальный документ. Сегодня МСФО 9 регулирует только финансовые активы, причем не все вопросы, связанные с их признанием и оценкой. Тем не менее с формальной точки зрения он является полноценным стандартом.
В качестве наиболее значимых положений МСФО 9 можно отметить следующие:
первоначально все финансовые активы оценива¬ются по справедливой стоимости, увеличенной на сумму затрат для осуществления сделки (кроме финансовых активов, оцениваемых впоследствии по справедливой стоимости);
в целях последующей оценки все финансовые ак¬тивы делятся на две категории — оцениваемые по амор¬тизируемым затратам и оцениваемые по справедливой стоимости.
![](https://static.tildacdn.com/tild3032-6139-4661-b062-653139656233/Frame_97.png)
долговые финансовые активы могут оцениваться по амортизируемым затратам за вычетом убытков от обесценения. Однако они могут оцениваться и по спра¬ведливой стоимости, если таким образом устраняются противоречия с политикой управления активами или иные "бухгалтерские несоответствия". Долговые фи¬нансовые активы, не соответствующие хотя бы одному из указанных условий, оцениваются по справедливой стоимости;
все долевые финансовые активы оцениваются по справедливой стоимости;
изменение справедливой стоимости оцениваемых по ней финансовых активов в общем случае относится на прибыль (убыток). Для долговых финансовых акти¬вов данное правило является безальтернативным. Из¬менение справедливой стоимости долевых финансовых активов (кроме используемых в спекулятивных целях) может включаться в "прочий совокупный доход", за исключением дивидендов, которые включаются в при¬быль (убыток);
отсутствие возможности оценивать долевые фи¬нансовые инструменты по себестоимости (присутствует в МБС 39) компенсируется тем, что в некоторых случа-
ях себестоимость актива может представлять собой "наилучшую оценку" справедливой стоимости; все деривативы (производные финансовые инстру¬менты) оцениваются по справедливой стоимости с отне¬сением ее изменений на прибыль (убыток). Исключение составляют деривативы, используемые в качестве инст¬рументов хеджирования, для которых правила учета пока не установлены (для них применяются нормы МБС 39);
менее жесткие правила разделения оценки встро¬енных деривативов с оценкой базового актива по срав¬нению с МБС 39;
переклассификация финансовых активов из одной оценочной категории в другую может быть необходима только в отношении долговых финансовых активов в случае изменения соответствующей бизнес-модели компании. Ее результаты признаются исключительно перспективно без пересчета прошлых показателей.
![](https://static.tildacdn.com/tild3539-6332-4632-a138-646331346239/Frame_98.png)
Вместе с тем целый ряд вопросов остается нере¬шенным. В проекте Совета по МСФО по финансовым инструментам выделено четыре блока вопросов, кото¬рые не вошли в первую редакцию МСФО 9 и оставле¬ны на 2010 г.: кредитные риски в оценке обязательств; списание финансовых инструментов; обесценение фи¬нансовых активов, оцениваемых по амортизируемым затратам; бухгалтерский учет хеджирования.
2.Нормативная база учета финансовых инструментов по РСБУ.
![](https://static.tildacdn.com/tild3166-3364-4434-b732-653034313064/desk-office-business.png)
Мы пока не достигли уровня проработки во¬просов по бухгалтерскому учету финансовых инструмен¬тов, как в МСФО. Отставание, на наш взгляд, связано не столько с недостатками отечественной системы нор¬мативного регулирования бухгалтерского учета, сколько с неразвитостью национального финансового рынка.
Пока российские предприятия используют незначи¬тельную часть финансовых инструментов, представлен¬ных на западных рынках. Для предприятий реально¬го сектора "ассортимент" этих статей, как правило, ограничивается дебиторской и кредиторской задолжен¬ностью и полученными кредитами (займами). Тем не менее происходит развитие финансового рынка и одно¬временно усложняются сделки с финансовыми инстру¬ментами.
В связи с этим возрастают требования к качеству их учета и представляемой по ним информации в бухгал¬терской отчетности.
Среди РСБУ финансовым инструментам посвящено только одно — ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложе¬ний", сфера применения которого довольно узкая:
применяется только для предприятий реального сектора;
регулирует учет только финансовых вложений.
Вне сферы его регулирования остаются все финан¬совые обязательства, все собственные долевые инстру¬менты, а также часть финансовых активов.
Опыт практического применения ПБУ 19/02 выявил ряд вопросов, но не вскрыл серьезных концептуальных проблем. На сегодняшний день наиболее важная необ¬ходимость изменения порядка учета финансовых инстру¬ментов в России, на наш взгляд, находится за пределами сферы применения ПБУ 19/02. Она касается, прежде всего, учета дебиторской и кредиторской задолженности.
![](https://static.tildacdn.com/tild3130-3639-4531-a230-396333333762/Frame_99.png)
займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования оцениваются по первоначальной стоимости каждой выбывающей из приведенных единиц бухгалтерского учета финансовых вложений.
![](https://static.tildacdn.com/tild6230-3037-4164-b165-373236303465/Frame_99.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6630-3733-4364-a635-386337626639/Frame_99.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3833-6639-4136-a632-383137656231/Frame_95.png)
Российский бухгалтерский учет финансовых инструментов остро нуждается во внедре¬нии механизмов адекватной текущей оценки долговых финансовых инструментов. До сих пор на практике основой их оценки являются номинальные денежные суммы, подлежащие уплате или получению в будущем. Такая оценка, с точки зрения полезности отчетной ин-формации, допустима лишь при незначительных сроках погашения задолженности (ориентиром значительности сроков можно условно считать 3 месяца). При более длительных сроках (особенно если они превышают один год) номинальная оценка неприемлема.
Решение этой проблемы требует внедрения в учет¬ную практику дисконтирования будущих денежных по¬токов. Большинство российских бухгалтеров, даже из тех, кто знаком с МСФО, не имеет необходимых навы¬ков практического применения дисконтирования. А для бухгалтеров, не знающих МСФО, дисконтирование яв¬ляется новым явлением, которое ничего, кроме оттор¬жения, вызвать не может.
Поэтому данную проблему решить простым вне¬сением требований по дисконтированию в текст ПБУ. Нормативные требования должны работать на практике, а для этого необходима адаптация новых инструментов бухгалтерского учета.
Первым шагом на пути адаптации дисконтирования в российском бухгатгерскои учете стали поправки внесенные в ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйствен¬ной деятельности" в 2006 и 2007 . Новая редакция ПБУ 8/01 предусматривает дисконтирование условных обязательств, под которые создается резерв. Это явля¬ется первой попыткой нормативного введения в россий¬ский учет механизма дисконтирования на определенном участке бухгалтерского учета.
![](https://static.tildacdn.com/tild6263-3465-4136-b836-303239353261/Frame_98.png)
Сейчас резервы по условным обязательствам отра¬жаются далеко не всегда, поскольку среди российских бухгалтеров до сих пор распространено заблуждение, что их создание — право, а не обязанность организации.
Тем не менее значение поправок не только в том, чтобы привлечь внимание к этому ПБУ. нововведение важно в качестве прецедента. Дисконтирование полу¬чило в российском бухгалтерском учете "официальную прописку". Ведь в российских нормативных актах по бухгалтерскому учету отсутствуют правила оценки де¬биторской и кредиторской задолженности. В таких слу¬чаях организация должна проводить оценку в соответ¬ствии со своей учетной политикой. Но выбор учетной политики не произволен, а должен осуществляться в соответствии с нормативными требованиями по бухгал¬терскому учету.
В этой связи следует отметить ПБУ 1/08 "Учетная политика организации", которое, бесспорно, является самым значимым нововведением в российский бухгал¬терский учет последних лет.
Важнейшее новшество содержится в п. 7 ПБУ 1/08, в котором сказано, что если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены спосо¬бы ведения бухгалтерского учета, то при формирова¬нии учетной политики осуществляется разработка соот¬ветствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО.
Ссылка на применение иных аналогичных положений была и в предыдущей редакции, но прямая ссылка на МСФО до сих пор не применялась. Нынешний норматив¬ный документ прямо предписывает использовать МСФО в случае отсутствия нормы в российских документах. Ор-ганизации, которые заинтересованы в том, чтобы сделать свой бухгалтерский учет полезным инструментом форми¬рования информации о реальной картине бизнеса, изба¬виться от затратной трансформации отчетности, получили "зеленый свет". Они могут вести бухгалтерский учет та¬ким образом, чтобы "на выходе" получать достоверную бухгалтерскую отчетность, соответствующую требовани¬ям ПБУ, и одновременно МСФО.
Указанная норма ПБУ 1/08 предписывает органи¬зациям обращаться к МСФО, т. е. дисконтировать бу¬дущие денежные потоки. При значительных сроках по¬гашения дебиторской и кредиторской задолженности реальную экономическую картину дает приведенная (дисконтированная) стоимость, и поэтому именно она используется в МСФ.
Заключение
![](https://static.tildacdn.com/tild3837-6135-4661-b639-323361356638/image_81.png)
Раскрытие информации в бухгалтерской отчетно¬сти.
В связи с финансовым кризисом внимание экспертов в области бухгалтерского учета финансовых инструментов было сосредоточено не столько на вопросах признания и оценки, сколько на вопросах раскрытия информации в финансовой отчетности.
Рекомендации "Группы Двадцати" относительно фи¬нансовой отчетности нашли отклик в практических ша¬гах в области регулирования бухгалтерского учета фи¬нансовых инструментов на российских предприятиях реального сектора, предпринятых Минфином России.
![](https://static.tildacdn.com/tild3031-3433-4863-b562-356261393532/Frame_93.png)
Формирование полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и произошедших изменениях достигается посредством практической реализации требования п. 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность органи-зации", в соответствии с которым если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о фи-нансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
В названных документах уточняются эти "дополните¬льные показатели и пояснения", отсутствие которых в бухгалтерской отчетности может быть недостаточно для формирования полного представления о финансовом по¬ложении организации, финансовых результатах ее деяте-льности и изменениях в ее финансовом положении.
Первый документ о финансовых вложениях направ¬лен на устранение всех вскрытых финансовым кризи¬сом и практикой применения ПБУ 19/02 недостатков представляемой в финансовой отчетности информации о финансовых вложениях организаций. Он конкретизи¬рует подлежащую раскрытию информацию о структуре финансовых вложений, давая перечень разрезов для их классификации и факторов, определяющих обособлен¬ное раскрытие.
![](https://static.tildacdn.com/tild6330-6530-4837-b537-373634663039/Frame_93.png)
Российский бухгалтер привык под "забалансовыми статьями" понимать совокупность строк Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых сче¬тах. Новый документ Минфина России вкладывает в это понятие несколько иное понимание, основанное на необ-ходимости информации для принятия пользователями бухгалтерской отчетности экономических решений. В нем выделено четыре группы забалансовых статей: условные обязательства, по которым не производится резервирова¬ние; статьи, сопутствующие признанным в балансе обяза¬тельствам; статьи, сопутствующие признанным в балансе активам; финансовые инструменты срочных сделок и ста¬тьи, сопутствующие денежным средствам.
Применение этих документов, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества и полезности ин¬формации, представляемой в финансовой отчетности.