Министерство финансов представило пакет поправок в НК РФ на рассмотрение правительства. Внесены корректировки в основные виды налогов: НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, упрощённую систему налогообложения для малого бизнеса и некоторые другие, менее существенные налоги.
Власти предлагают повысить налоговые ставки, но обещают компенсировать это с помощью стимулов для инвестиций и направления дополнительных доходов на помощь малообеспеченным семьям.
Изменения нацелены на создание справедливой и устойчивой налоговой системы, которая будет способствовать поступлению финансовых средств для решения национальных задач, включая снижение социального и экономического неравенства, а также улучшение условий жизни в регионах. В результате данных изменений будут обеспечены стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Министерство финансов предложило ввести пять уровней в шкале ставок подоходного налога с физических лиц (НДФЛ).
Власти предлагают повысить налоговые ставки, но обещают компенсировать это с помощью стимулов для инвестиций и направления дополнительных доходов на помощь малообеспеченным семьям.
Изменения нацелены на создание справедливой и устойчивой налоговой системы, которая будет способствовать поступлению финансовых средств для решения национальных задач, включая снижение социального и экономического неравенства, а также улучшение условий жизни в регионах. В результате данных изменений будут обеспечены стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Министерство финансов предложило ввести пять уровней в шкале ставок подоходного налога с физических лиц (НДФЛ).
Основные изменения в НДФЛ:
- для доходов до 2,4 млн руб. ставка налога составит 13%;
- от 2,4 млн до 5 млн руб. – 15%;
- от 5 млн до 20 млн руб. – 18%;
- от 20 млн до 50 млн руб. – 20%;
- свыше 50 млн руб. – 22%.
Согласно материалам ведомства, изменения затронут 3% трудоспособного населения страны, то есть примерно 2,5 млн человек. Нижний порог месячного дохода установлен на уровне 200 тыс. рублей, что в 3 раза превышает среднюю зарплату в стране.
Граждане будут платить налог по повышенной ставке не на всю сумму зарплаты, а только на ту её часть, которая превышает минимальный уровень. Напомним, подобная система уже действует для тех, кто платит налог по ставке 15%. Это налогоплательщики, чей годовой доход превышает 5 млн рублей.
Увеличение налоговых ставок предусматривает поддержку со стороны государства для малообеспеченных семей. В частности родители с двумя и более детьми смогут вернуть часть уплаченного НДФЛ в размере 7 процентных пунктов из 13 %, если средний доход на каждого члена семьи не превышает 1,5 прожиточного минимума в месяц.
Граждане будут платить налог по повышенной ставке не на всю сумму зарплаты, а только на ту её часть, которая превышает минимальный уровень. Напомним, подобная система уже действует для тех, кто платит налог по ставке 15%. Это налогоплательщики, чей годовой доход превышает 5 млн рублей.
Увеличение налоговых ставок предусматривает поддержку со стороны государства для малообеспеченных семей. В частности родители с двумя и более детьми смогут вернуть часть уплаченного НДФЛ в размере 7 процентных пунктов из 13 %, если средний доход на каждого члена семьи не превышает 1,5 прожиточного минимума в месяц.
Что изменится в налоге на прибыль
Налог на прибыль для компаний, использующих общую ставку, планируется увеличить с текущих 20% до 25%. Данная мера призвана выполнять не только фискальные, но и стимулирующие функции.
«Для инвестирующих компаний государство принимает целый ряд дополнительных мер. Они обязательно будут оказаны тем предпринимателям, кто не прячет прибыль в офшорах, а направляет ее на инвестиции в расширение производства, а также в социальную инфраструктуру», – уточняется в документе ведомства.
В частности повышение ставки планируется компенсировать вычетами. Один из основных — это новый федеральный «кэшбэк» за инвестиции. Конкретные условия в документах Минфина не указаны. В настоящее время инвестиционный налоговый вычет доступен только на региональном уровне и не очень популярен. Планируется усовершенствовать этот вид поддержки и сделать его бессрочным.
Еще один немаловажный аспект — это поддержка инноваций. Компании, которые обновляют свои производственные мощности, смогут списать вдвое больше затрат на покупку российского высокотехнологичного оборудования.
Аналогичная мера будет принята в отношении НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Расходы на исследования теперь можно учитывать с коэффициентом 2 при расчёте базы по налогу на прибыль.
В то же время такие виды фискальной нагрузки, как курсовые пошлины (таможенные сборы), размер которых зависит от стоимости доллара, будут отменены.
«Для инвестирующих компаний государство принимает целый ряд дополнительных мер. Они обязательно будут оказаны тем предпринимателям, кто не прячет прибыль в офшорах, а направляет ее на инвестиции в расширение производства, а также в социальную инфраструктуру», – уточняется в документе ведомства.
В частности повышение ставки планируется компенсировать вычетами. Один из основных — это новый федеральный «кэшбэк» за инвестиции. Конкретные условия в документах Минфина не указаны. В настоящее время инвестиционный налоговый вычет доступен только на региональном уровне и не очень популярен. Планируется усовершенствовать этот вид поддержки и сделать его бессрочным.
Еще один немаловажный аспект — это поддержка инноваций. Компании, которые обновляют свои производственные мощности, смогут списать вдвое больше затрат на покупку российского высокотехнологичного оборудования.
Аналогичная мера будет принята в отношении НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Расходы на исследования теперь можно учитывать с коэффициентом 2 при расчёте базы по налогу на прибыль.
В то же время такие виды фискальной нагрузки, как курсовые пошлины (таможенные сборы), размер которых зависит от стоимости доллара, будут отменены.
Изменения для добывающих компаний
Анализ экономики, проведённый Министерством финансов в 2021–2023 годах, показал, что в некоторых отраслях, особенно в сфере добычи сырья, уровень операционной рентабельности предприятий значительно превосходит средний показатель по стране (10–12%). Однако уровень рентной налоговой нагрузки в этой отрасли ниже минимального приемлемого значения в 5–6 % от выручки, что указывает на существование экономической ренты, которая должна быть разделена между государством и компанией.
Правительство предлагает внести изменения в систему ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в том числе изменить формулу расчёта следующим образом:
Правительство предлагает внести изменения в систему ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в том числе изменить формулу расчёта следующим образом:
- для отрасли «производство минеральных удобрений» (калий) – увеличение НДПИ в 2,3 раза, «производство минеральных удобрений» (фосфор) – в 2,0 раза;
- для отрасли «добыча железа» предусматривается увеличение НДПИ в 1,15 раза;
- для производителей азотных удобрений предлагается ввести акциз на приобретение газа для производства аммиака (1200 руб./1000 куб. м).
Согласно информации Минфина, после корректировки рентных налогов в этих отраслях операционная рентабельность останется на высоком уровне — от 25%.
Корректировка налоговой нагрузки не коснётся отраслей с высокой инвестиционной активностью, где объём капитальных вложений составляет более 20% от выручки.
Корректировка налоговой нагрузки не коснётся отраслей с высокой инвестиционной активностью, где объём капитальных вложений составляет более 20% от выручки.
Изменения условий применения УСН
Среди нововведений — повышение максимального дохода для использования этого режима до 450 млн руб., а также признание налогоплательщиков с доходами выше 60 млн руб. плательщиками НДС.
Бизнес сможет выбрать между переходом на общую систему налогообложения с НДС 20% (или 10% для определённых категорий товаров) и сохранением всех вычетов или использованием сниженных ставок 5% для дохода до 250 млн рублей и 7% для дохода до 450 млн рублей без возможности предъявления НДС к вычету.
В настоящее время упрощённая система налогообложения доступна для компаний, чей годовой доход не превышает 250 млн рублей. Количество сотрудников не должно превышать 150 человек, а стоимость основных средств — 150 млн рублей.
В настоящее время предприниматели могут выбирать между ставками от 6% до 8% (в зависимости от размера бизнеса), где базой является весь полученный доход, или ставками от 15% до 20%, когда выручка уменьшается на сумму расходов.
Согласно материалам Минфина, 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн руб.Таким образом, изменения не затронут подавляющее большинство налогоплательщиков. Однако на остальные 3,2% приходится 46% доходов от упрощённой системы налогообложения. Это налогоплательщики, работающие в сфере розничной и оптовой торговли, операций с недвижимостью и общественного питания, то есть непроизводственные предприятия. Таким образом, согласно документу, корректировки не повлияют на внутреннее производство в стране.
Бизнес сможет выбрать между переходом на общую систему налогообложения с НДС 20% (или 10% для определённых категорий товаров) и сохранением всех вычетов или использованием сниженных ставок 5% для дохода до 250 млн рублей и 7% для дохода до 450 млн рублей без возможности предъявления НДС к вычету.
В настоящее время упрощённая система налогообложения доступна для компаний, чей годовой доход не превышает 250 млн рублей. Количество сотрудников не должно превышать 150 человек, а стоимость основных средств — 150 млн рублей.
В настоящее время предприниматели могут выбирать между ставками от 6% до 8% (в зависимости от размера бизнеса), где базой является весь полученный доход, или ставками от 15% до 20%, когда выручка уменьшается на сумму расходов.
Согласно материалам Минфина, 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн руб.Таким образом, изменения не затронут подавляющее большинство налогоплательщиков. Однако на остальные 3,2% приходится 46% доходов от упрощённой системы налогообложения. Это налогоплательщики, работающие в сфере розничной и оптовой торговли, операций с недвижимостью и общественного питания, то есть непроизводственные предприятия. Таким образом, согласно документу, корректировки не повлияют на внутреннее производство в стране.
Источник — газета Ведомости