Для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО на базе российской бухгалтерской отчетности кредитные организации используют метод трансформации, то есть перегруппировывают статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, вносят необходимые корректировки и применяют профессиональные суждения.
Для раскрытия актуальности данной темы, мною была выбрана группа компаний ОАО «Камаз». В работе отражены методические основы анализа консолидированной отчетности по МСФО для целей прогнозирования развития данной группы компаний.
1. История ОАО КАМАЗ, виды деятельности и дочерние компании

Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 16-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.
В январе 2008 года «КАМАЗ» произвёл 1,9-миллионный автомобиль с начала выпуска. На II квартал 2011 года на автомобильном заводе «КАМАЗа» собрано более 1 млн. 986 тыс. готовых автомобилей.
В феврале 2008 года с главного сборочного конвейера ОАО «КАМАЗ-Дизель» сошёл 2,5-миллионный двигатель. На II квартал 2011 года выпущено свыше 2 млн. 651 тысячи двигателей и силовых агрегатов.
В состав группы технологической цепочки входит 12 крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: «КАМАЗ-Металлургия» (литейный и кузнечный заводы), Завод двигателей, Прессово-рамный завод, Автомобильный завод, Ремонтно-инструментальный завод и «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан), ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь).
Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье. В подразделениях и дочерних обществах группы ОАО «КАМАЗ» работает более 55 тысяч человек.
Выручка от реализации товарной продукции и услуг непромышленного характера группы ОАО «КАМАЗ» в 2010 году составила 73,8 млрд. рублей. Выпущено 32300 грузовых автомобиля, из них 28260 единиц проданы на российском рынке. При этом на рынке грузовых автомобилей России в классе полной массой свыше 16 тонн «КАМАЗ» занял долю 39 %, а в классе 8-16 тонн – 14,7 %. «КАМАЗ» удерживает абсолютное лидерство в классе тяжёлых грузовиков на рынках Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и ряда других стран. За год выпущено запасных частей на сумму более 5 млрд. рублей и продукции диверсификации на сумму более 8 млрд. рублей.
Помимо производства грузовых автомобилей и спецтехники группа осуществляет полный спектр сервисного обслуживания, лизинговыми операциями, проектированием и разработкой новой техники, производством военной техники.
Крупнейшими ДЗО ОАО «КАМАЗ» являются:
- ОАО «КАМАЗ-Металургия» - литейное и кузнечное производство;
- ОАО «КАМАЗ-дизель», ЗАО «КАММИНЗ КАМА», ООО «ЦФ КАМА», ООО «Кнорр-Бремзе КАМА», ООО «Федерал Могул Набережные челны» - производство автодвигателей и автокомпонентов;
- ОАО «Камский прессово-рамный завод» - прессово-сборочное производство;
- ЗАО «Ремдизель» - капитальный ремонт автомобилей и двигателей;
- ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» - производство инструмента, оснастки, оборудования и спецтехники;
- СП «КАМАЗ Вектор Моторз Лимитед» (г. Хосур, Индия) – сборочное производство автомобилей КАМАЗ в Индии.
- и другие.
Владельцы ОАО «КАМАЗ»
Состав управления группы «КАМАЗ»
Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» – Когорин Сергей Анатольевич (с 2002 года).
Совет директоров ( с 2008 года):
Премьер-министр Татарстана – Ильдар Шафкатович Халиков
Начальник управления Росимущества – Аксенов Иван Викторович
Генеральный директор ГК «Ростехнологии» – Чемезов Сергей Викторович
2. Первичный анализ баланса

Имущественный комплекс КАМАЗа сократился на 11% по сравнению с предкризисным 2008 годом и на 1% по сравнению с 2009 до 70, 06 млрд. руб. Этот факт объясняется существенным падением спроса на рынке грузовых автомобилей (в 2009 году – объем продаж грузовых автомобилей составил 39 тыс. автомобилей, включая госзаказы, в 2010 – 60 тыс. грузовых автомобилей (по данным группы КАМАЗ)).
Структура активов баланса демонстрирует высокую фондоемкость (основные средства – около 40% активов) и материалоемкость (запасы составляют 20% активов). Также у группы существует довольно значительная дебиторская задолженность (свыше 10%), таким образом, значительная часть средств отвлечена и не участвует в хозяйственном обороте.
Потребность в оборотном капитале (привлечение источников финансирования для содержания оборотного капитала за исключением кредиторской задолженности) понизилась с 18,2 млрд. руб. до 13,7 млрд. руб. (на 25%) по сравнению с 2009 годом.
Показатель чистого долга снизился с 23,8 млрд. руб. до 18,7 млрд. руб. (на 22%) по сравнению с 2009 годом. Превышение чистого долга над потребностью в оборотном капитале свидетельствует о том, что заемный капитал привлекается не только на формирование текущих активов, но и на другие цели (например, на исследования и разработки).
3. Первичный анализ отчета о прибылях и убытках

По сравнению с предкризисным 2008 годом выручка КАМАЗа снизилась с 96,3 млрд. руб. до 73,8 млрд. руб. (на 23,4%), но следует отметить, что благодаря восстановлению спроса рост выручки по сравнению с 2009 годом составил 21%.
Доля производственных затрат в выручке увеличилась с 82,2% до 86%, причинами повышения доли прямых затрат являются износ оборудования, отсутствие новых технологий, способных существенно снизить затраты, действие инфляции и другие причины.
Расходы по сбыту продукции и организации деятельности занимают небольшой удельный вес и составляют всего 10% выручки. Затраты на исследования и разработки составляют менее 0,2% от выручки, что не достаточно для конкуренции с иностранными производителями.
4. Показатели ликвидности и финансовой устойчивости

Рассчитанные абсолютные показатели финансовой устойчивости характеризуют ситуацию в Обществе как неустойчивую. Относительные показатели, такие как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, маневренности и маневренности запасов отрицательны.
Коэффициент автономии около 43% (при рекомендуемом уровне 50%-80%).
Плечо финансового рычага составляет 1,34 (при рекомендуемом уровне 0,25-1).
Коэффициент обеспеченности процентов к уплате составляет 0,7, что означает возможность погашения только 70% от суммы процентов из EBIT (рекомендуемый уровень больше 1).
Следует также отметить, что коэффициент стоимости реального имущества составляет 0,61 и находится в пределах норм (больше 0,5). Коэффициент финансовой напряженности и финансовой устойчивости также находятся в пределах норм.
Рассчитанные показатели ликвидности баланса характеризует его как неликвидный, так как недостаточность покрытия активами пассивов первых трех групп компенсируется лишь неликвидными активами (на конец года пассивы покрывались только малоликвидными и неликвидными активами).
Относительные показатели ликвидности: показатель абсолютной ликвидности – 0,42 (при норме больше 0,2). Несмотря на снижение на 6,6% показатель быстрой ликвидности составляет 0,76 (при норме 0,6-1,0). Но показатель текущей ликвидности в размере 1,31 ниже рекомендуемого значения: больше 2.
5. Анализ эффективности деятельности

По сравнению с 2009 годом показатели КАМАЗа с точки зрения рентабельности выросли значительно. Рентабельность валовой прибыли с 0,12 до 0,14 (на 17,08%): рост обусловлен увеличением выручки и наличием постоянных производственных затрат. Маржа чистой прибыли выросла с -0,04 до -0,01 (на 71,6%): рост обусловлен снижением прочих расходов (как операционных (на 37,05%), так и финансовых (на 14,5%)).
Почти двукратный рост показали рентабельности активов и чистых активов этот факт связан как с увеличением операционной прибыли (EBIT на 190%) по итогам 2010 года, так и сокращением имущественного комплекса группы (на 1% - активы, на 11% - чистые активы).
На основе исследования трехфакторной модели Дюпона (на основе маржи чистой прибыли, оборачиваемости чистых активов, мультипликатора собственного капитала). Наибольшее воздействие оказал рост маржи чистой прибыли, из-за которого рост ROE составил 8%. Увеличение оборачиваемости чистых активов на 34,28%, привело к снижению ROE на 3%. Уменьшение мультипликатора собственного капитала на 4,4% не оказало влияние на ROE. Следовательно, снижение деловой активности в ситуации убыточности организации способствовало бы росту эффективности собственного капитала.
6. Анализ рыночной привлекательности

Акционер капитал общества состоит из 707 229 559 обыкновенных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 50 руб. каждая. Балансовая стоимость акции составляет 42,25 руб. (снижение на 3% по сравнению с 2009 годом). Превышение номинальной стоимости акции над ее балансовой объясняется наличием непокрытого убытка в пассиве.
Рыночная стоимость акций компании выросла с 22,74 руб. (по состоянию на 31.12.2008) до 72,45 руб. (по состоянию на 31.12.2010), т. е. на 218,6%. Причины роста капитализации группы, несмотря на убыточность и финансовую неустойчивость связывают с созданием совместных предприятий и разработок с Даймлером, восстановлением спроса на внутренним рынке и развитием экспорта в другие страны (в основном в страны Азии, Африки и Южной Америки).
Стратегический план группы КАМАЗ до 2020 года представлен следующими показателями:
- Рост продаж до 100 тыс. ед. техники ( в 2010 году продано 32 тыс. ед техники(на 212,5%);
- Доля продаж за рубежом 30%;
- Выручка не менее 374 млрд. руб. ( в 2010 году составила 73,8 млрд. руб., т. е. рост на 406,8%)
- EBITDA до 44 млрд. руб. (в 2010 году 1,9 млрд. руб., т. е рост более чем в 22 раза);
- Рентабельность продаж по EBITDA не менее 11,8% (в 2010 году составила 2,6%, т. е. рост в 3,5 раза)
- Инвестиции до 12,6 млрд. руб. (3,4% от выручки) (в 2010 году составила 93 миллиона руб. (около 0,1% от выручки)).
Таким образом, при достижении хотя бы части указанных показателей способно серьезно повысить рыночную капитализацию Общества. Собственно начало восстановления положение Общества началось именно этим и объясняется оптимизм на бирже в отношении КАМАЗа.
Заключение

Международные стандарты появились в результате консенсуса национальных систем учета, основанных на рыночной системе хозяйствования. Они сохраняют возможность их углубления и конкретизации в соответствии с российскими традициями регулирования бухучета.
Регулирование бухгалтерского учета в России исторически отличается от подходов, принятых в странах рыночной экономики, но в настоящее время нормативная база учета претерпевает существенные изменения, которые направлены на использование принципов, составляющих основу международной системы бухгалтерского учета. Результатом изменений со временем должен стать язык бухгалтерского учета, одинаково понятный как международным, так и российским пользователям финансовой отчетности.