Статьи на русском

Экономическое обоснование использования аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета

Актуальность темы и направленность исследования.
Глобализация мировой экономики и вступление Российской Федерации в международный рынок капитала, создание рыночной системы учета и отчетности и перехода на международные стандарты финансовой (бухгалтерской) отчетности (МСФО) потребовали создание новых элементов рыночной экономики - фирм по оказанию бухгалтерских услуг – аутсорсеров.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.
Аутсорсинг - научный инструмент рационального (оптимального) управления потоковым процессом, в т.ч. потоком информации, повышает его эффективность как за счет снижения издержек по ведению процесса, так и за счет повышения уровня удовлетворения потребительских услуг.

Аутсорсинг бухгалтерского учета – передача функции бухгалтерского учета или процессов ведения бухгалтерского учета или отдельных участков учета (учет заработной платы, учет основных средств, учет банковских операций и т.д.), иногда вместе с соответствующими активами внешнему поставщику или провайдеру, который представляет конкурентную услугу по учету и в течение установленного времени по согласованным сторонами расценками, гарантируя определенное качество ведения учета и распределяя риски по ведению учета на себя и на заказчика.
Фирмы - аутсорсеры бухгалтерских услуг, для того чтобы оставаться конкурентоспособными, вынуждены постоянно снижать затраты и повышать качество обслуживания.

Исследования показывают, что клиенты фирм - аутсорсеров услуг могут снизить свои издержки на 6 – 10 % и одновременно улучшить качество обслуживания потребителей.

Экономические обоснования использования аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета:
  1. затраты по ведению бухгалтерского и налогового учета и составлению отчетности, оказываемой сторонней организацией – аутсорсером как субъектом предпринимательской деятельности, у организации – заказчика - клиента аутсорсинга относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (при условии, что они соответствуют критериям Налогового кодекса РФ);
  2. фиксированные и предсказуемые затраты на ведение процесса учета (зафиксированные в договоре);
  3. отсутствие необходимости расширения штата организации на ведение учета в случае расширения бизнеса;
  4. уменьшение себестоимости функций, передоваемых аутсорсеру, за счет «оптовой» продажи его услуг;
  5. получение доступа к специалистам высокой квалификации и постоянно совершенствующимися информационным технологиям ведения учета, решениям более высокого уровня, которых нет у организации;
  6. оплата услуг аутсорсера входит в затраты и в полном объеме уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС;
  7. передача юридической ответственности за выполнение функций учета и уменьшение рисков штрафных санкций за счет гарантии организацией - аутсорсером, ответственность которого застрахована;
  8. упрощение организационной структуры потребителя аутсорсинга;
  9. повышение прибыльности бизнеса, поскольку аутсорсинг снижает издержки на обслуживания бизнес - процесса по ведению учета и повышает эффективность управления;
  10. стоимость услуг аутсорсера включает в затраты потребителя аутсорсинговых услуг и учитывается при исчислении налогов у потребителя услуг.

Затраты, которые можно снизить в ходе аутсорсинга:
  1. затраты на персонал;
  2. затраты на производственные площади;
  3. затраты на покупку и постоянное обновление программного обеспечения;
  4. затраты на техническое оборудование;
  5. затраты на содержание электронной законодательной базы;
  6. оптимизация накладных ресурсов;
  7. взаимовыгодное сотрудничество аутсорсера и потребителя, позволяющие разделить риски;
  8. улучшение управляемости;
  9. доступ к современной технике, инновациям и информационным технологиям при постоянной величине затрат;
  10. сокращение затрат на непрофильные процессы;
  11. экономия ресурсов;
  12. сохранение полной юридической и хозяйственной самостоятельности организации, использующий аутсорсинг в своей деятельности. Сохранения контроля над делегируемыми процессами через аутсорсинговый котракт.

Использование компании аутсорсера выгодно для организации в силу объективных причин, причем выгода от использования компании аутсорсера значительна и сохраняется и при аутсорсинге услуг главного бухгалтера (то есть не комплексного аутсорсинга бухгалтерского учета), и при других возможных вариантах, таких как аутсорсинг отдельного участка бухгалтерского учета, например: учета заработной платы, учет основных средств, но не стоит забывать, что существуют ряд факторов, которые в ряде случаев имеют более приоритетное значение, чем выгода от сокращения расходов организации. Таким образом, наряду с очевидными приемуществами использования аутсорсинга для российских компаний существуют и серьезные, сдерживающие его развитие, факторы среди которых основные:

Индивидуальные особенности отраслевой специфики, которые не позволяют эффективно использовать аутсорсинг бухгалтерского учета на предприятии.



Получение оперативной информации для данных управленческого учета и бухгалтерского при условии не четко отлаженного бизнес-процесса получения учетной информации.

Для решения данной проблемы в организации необходимо четко регламентировать бизнес-процесс получения учетной информации. В случае наличия четко отлаженного бизнес-процесса получения учетной информации возможно корректное разделение управленческого учета и бухгалтерского с передачей последнего аутсорсеру.
Защититься от некачественных аутсорсинговых услуг и минимизировать риски при передаче таких функций сторонней организации можно при условии правильного заключения договора об уровне ответственности при предоставлении услуг (Service Level Agreement-SLA). В договоре о предоставлении услуг аутсорсинга определяется профессиональная ответственность сторон и устанавливаются обязанности подрядчика в обеспечении надлежащего качества услуг и возмещении возможных убытков. На основании такого договора можно заставить компанию аутсорсера исправить свои ошибки и возместить убытки. Для оказания услуг по ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности заключается договор возмездного оказания услуг в соответствии с пунктом 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации. В договоре необходимо четко прописать обязанности сторон, установить сроки выполнения обязательств, а особенно четко разграничить ответственность заказчика и компании аутсорсера за выполнение тех или иных операций по ведению бухгалтерского учета.

Достаточно часто одной из основных причин передачи ведения бухгалтерского учета аутсорсинговой компании является стремление заказчика снизить риски штрафных санкций за неправильное ведение отчетности. В соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщик - компания заказчика, доверившая ведение бухгалтерского учета компании аутсорсеру, в случае обнаружения нарушений придется платить штрафы и пени. Поэтому, включив в договор пункт о том, что все пени и штрафы, начисленные налоговой инспекцией за несвоевременную подачу налоговых деклараций, неправильное исчисление сумм налогов и так далее, компенсируются аутсорсинговой компанией, заказчик получает возможность возместить суммы уплаченных штрафных санкций за счет аутсорсера.

Также, аутсорсинг бухгалтерского учета рассматривается московскими властями в качестве действенной меры по поддержке малого бизнеса. В 2001 году Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы и 000 "Учетные центры" начали реализацию совместной программы ведения бухгалтерского учета для малых предприятий столицы СТАБУС («Стандарт бухгалтерских услуг»). В перспективе СТАБУС предполагает построение сети учетных центров по принципу франчайзинга, нацеленной на оказание самого широкого спектра услуг в сфере бухгалтерского и оперативного учета. Проект СТАБУС основан на технологии ASP (Application Service Providing). Ее суть технологии в аренде малыми предприятиями программного обеспечения и компьютерного оборудования через Интернет. Малое предприятие, которое воспользовалось ASP, нуждается только в одном компьютере, подключенном к Интернету. Все остальное - бухгалтерские и складские программы, данные хозяйственной и финансовой деятельности, формы счетов, накладных и иных первичных документов - находится на сервере у специализированной компании.

Подводя итог стоит отметить, что среди основных причин, препятствующих развитию аутсорсинга в российской экономике, можно выделить:

  1. недостаток высококвалифицированных управляющих, способных достаточно точно проанализировать ситуацию и оценить преимущества аутсорсинга в нынешних условиях развития рыночных отношений;
  2. снижение оперативности при решении производственно-технологических вопросов при недостаточном уровне развития систем связи;
  3. ограниченное количество альтернативных поставщиков бухгалтерских услуг в данном регионе или в радиусе допустимых транспортных издержек, что затрудняет или делает невозможным подбор оптимальных или экономически выгодных партнеров для взаимодействия на условиях аутсорсинга.

Мировой опыт развития бухгалтерского аутсорсинга показывает необходимость взаимодействия крупных, средних и малых предприятий в сфере оказания услуг. При этом в настоящее время появилисось достаточно много крупных компаний - поставщиков услуг на российском рынке, которые способны в достаточной степени гарантировать заказчикам аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета высокое качество обслуживания, большую степень безопасности предоставляемых услуг и низкую стоимость таких услуг. Поскольку стоимость аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета расчитывается в зависимости от видов деятельности заказчика, от количества совершаемых заказчиком хозяйственных операций (либо количества первичных учетных документов), от используемой автоматизированной системы обработки документов. Все формы сотрудничества заказчика и компании аутсорсера отличаются огромным разнообразием, начиная от формирования так называемой «нулевой отчётности» и заканчивая регулярным ежедневным сотрудничеством.

Заключение


Итак, предоставление аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета сейчас выгодно тем, кто только начал свою деятельность (не нужно тратить личное время на то, чтобы найти бухгалтера, а всего лишь обратиться в компанию - аутсорсер, которая поставит всю бухгалтерию, таким образом, как требует российское законодательство и каким его хочет видеть заказчик), так и крупным, уже давно сформированным компаниям, которые заинтересованы в высоком качестве ведения бухгалтерской отчетности и в высокой степени безопасности предоставляемых услуг и, наконец, тем, кому нужно восстановить бухгалтерский учет или уменьшить свои расходы.

Статьи