Статьи на русском

Как нельзя дробить бизнес: инструкция по законному структурированию компании

Дробление бизнеса
Дробление бизнеса — это искусственное разделение организации на более мелкие структуры для получения налоговых льгот. Такой метод часто используют компании, чей годовой оборот приближается к отметке в 200 миллионов рублей. Для того чтобы не выходить за рамки спецрежима и сохранить свои преимущества, предприниматели применяют данную схему.
Получать налоговую выгоду не запрещено, государство допускает разделение оборотов по видам деятельности и оформление бизнеса на разные ООО или ИП, но это должно быть экономически оправдано. Например, если вы хотите расширить рынок сбыта, снизить хозяйственные издержки или увеличить количество торговых точек.

Помните, что при дроблении бизнеса риски высоки и для участников организации, и для ее руководителей. Незаконная оптимизация легко выявляется при камеральной или выездной проверке. Как не стоит разделять бизнес и за что точно накажут, читайте в статье. Наши рекомендации помогут вам соблюдать законодательство и минимизировать споры с ФНС.

Законное дробление бизнеса: риски и как их снизить

  1. Никаких совпадений. Ваши компании должны иметь разный документооборот, коды экономической деятельности, адреса, номера телефонов и персонал.
  2. Ведите раздельную деятельность и не смешивайте вопросы бухгалтерии.
  3. Приобретайте для всех организаций собственное оборудование и технику.
  4. Не назначайте родственников руководителями предприятий.
  5. Оплачивайте налоги и хозяйственные расходы через расчетный счет.
  6. Сохраните прежнюю налоговую нагрузку.
  7. Проведите самостоятельную проверку на наличие признаков незаконного дробления бизнеса.

Как российские блогеры «оптимизировали налоги»

Самое распространенное ухищрение среди блогеров — это дробление бизнеса. Изначально инфлюенсеры открывали ИП и выбирали УСН, на которой платили 6% от дохода. При превышении допустимого лимита им необходимо было перейти на ОСН, платить НДФЛ и НДС, но они решили этого не делать. Вместо этого блогеры регистрировали новый бизнес (иногда несколько) на своих родственников. В результате, когда у предпринимателя появлялись дополнительные доходы, он направлял их на счет своего нового предприятия.

Примеры дробления бизнеса

Блогеры использовали различные методы. Доходы от продажи курсов проводились через одного индивидуального предпринимателя, а доходы от рекламы и продажи косметики — через другого и так далее. Несмотря на то, что все субъекты применяли УСН и своевременно платили налоги, контролирующее ведомство заподозрило незаконную оптимизацию налогообложения. Подробнее о том, как блогерам вести бухгалтерию без штрафов, мы писали здесь.

На какие факторы в первую очередь смотрят инспекторы:

  • Один и тот же IP-адрес, единые телефоны, место регистрации, общие контрагенты, несение расходов друг для друга.
  • Неправомерное использование статуса налогоплательщика, например, искажение информации о своей деятельности, неправильное применение налоговых ставок или льгот.
  • Сделка произведена только на бумаге и не имеет реального экономического эффекта.
  • Обналичивание денег через подконтрольных лиц и их использование на нужды налогоплательщика.
Чтобы узнать подробную информацию о критериях для разделения бизнеса, прочитайте письмо ФНС.
Для выявления нарушений налоговая проверяет декларации, анализирует финансовые отчеты, сравнивает данные из разных источников и общается с сотрудниками.

Дробление бизнеса: законная оптимизация и не очень

Как правильно разделить бизнес

  1. Четко сформулируйте цели дробления. Для чего вам это нужно? Например, для распределения ответственности, улучшения управления или продажи части бизнеса.
  2. Проанализируйте текущее состояние предприятия, найдите его сильные и слабые стороны, оцените возможные риски и преимущества.
  3. Разработайте стратегию разделения (по отраслям, географическим регионам, продуктам, услугам или клиентам). Подумайте, какие активы и обязательства будут переданы каждой новой компании.
  4. Зарегистрируйте новые юридические лица для каждой организации, получите все необходимые лицензии и разрешения, откройте банковские счета.
  5. Подготовьте документы. Соглашения о разделе активов и обязательств, договоры купли-продажи и другие.
  6. После разделения бизнеса уведомите об этом государственные органы: налоговую инспекцию, банки, страховые компании и другие заинтересованные учреждения.
  7. Разделите сотрудников и клиентов между новыми компаниями, разработайте систему коммуникации и координации между ними.

Ответственность за фиктивное дробление бизнеса

Налоговая инспекция обяжет нарушителей выплатить доначисления и штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов. В некоторых случаях учредителей организации, руководство и главного бухгалтера могут привлечь к ответственности, например, если сумма доначислений превышает 15 млн рублей.
Расчеты правильности начисления налогов очень важны. Не пренебрегайте ими. Это поможет вам снизить доначисления. Составьте опровержение претензий по дроблению, внимательно отнеситесь к доказательной базе. Если вы владеете несколькими самостоятельными бизнесами, которые работают на патенте или УСН, обратись в аутсорсинговую компанию для консультации по вопросам дробления бизнеса и составления отчетности.
Если у организации есть смягчающие обстоятельства, то можно попытаться снизить размер штрафа в суде до 20% от неуплаченной суммы налогов.
Факторы, уменьшающие вину:
  • самостоятельная и своевременная уплата штрафов, пеней и недоимок после проверки;
  • финансовые трудности компании;
  • благотворительная помощь региону.
УСН и ПСН (патент) – это специальные режимы, созданные для поддержки малого и среднего бизнеса. Они помогают предпринимателям снижать налоговую нагрузку и конкурировать с большими корпорациями. Таким образом, когда крупный бизнес начинает использовать процедуру дробления, чтобы распределить между предприятиями доходы и штат, то это прямой удар по поддержке МСП.
Чтобы узнать подробную информацию о критериях для разделения бизнеса, прочитайте письмо ФНС.
Остались вопросы? Напишите нам! Мы занимаем 2-е место в рэнкинге RAEX в области аутсорсинга учетных функций по бухгалтерскому и налоговому учету (по итогам 2022 года). Рекомендательные письма смотрите здесь.
Статьи