Статьи на русском

История появления бухгалтерского учета в России

История появления бухучета
История бухгалтерского учета в России начинается со времен Киевской Руси. За этот период бухучет прошел несколько этапов развития и постоянно адаптировался к различным изменениям в экономике и законодательстве. В этой статье мы рассмотрим историю развития бухучета в нашей стране и его влияние на современную экономику

Появление бухгалтерского учета в древней Руси

Первые упоминания о бухучете есть в IX-X веке. Именно тогда была создана «Русская Правда» — свод законов Киевской Руси. В этом документе содержались нормы уголовного права, а также указания по ведению учета имущества и обязательств, но после развития торговых отношений и расширения территории государства нужно было создавать более совершенные методы учета.

В XIV-XV веках на Руси появились первые бухгалтерские книги. Самый известный памятник древнерусской бухгалтерии — «Книга сошного письма» (1596 год). В ней было подробное описание методов учета земельных участков и их налогообложения.

Несмотря на развитие бухгалтерского учета в Древней Руси, он требовал существенной доработки и систематизации. Это стало возможным благодаря реформам Петра I, который ввел в России западноевропейскую систему учета.

Петровская эпоха

Петр I внес значительный вклад в развитие бухгалтерского учета.
  • Внедрена строгая система контроля. Бухгалтеры регулярно представляли отчеты, которые помогали госорганам контролировать финансовые операции и выявлять мошеннические схемы.
  • Введены общие стандарты бухучета для всех предприятий.
  • Создана система двойной записи, которая сейчас используется в современном бухгалтерии.

Бухгалтерский учет в России в конце XIX — начала XX века

Созданы первые учебные заведения для подготовки специалистов в области бухгалтерии и финансов. Развитие бухгалтерского учета до революции связывают с ростом торговли и промышленности. Ведь именно в то время были сформированы основные принципы и методы современного бухучета.

Как революция повлияла на бухучет?

После революции 1917 года учет был национализирован и централизован. Одна из его основных функций — контроль за выполнением плана и учет затрат.
  • Отменены некоторые сложные формы и отчеты, упрощены определенные правила.
  • Введены единые правила и стандарты, которые действовали на всей территории Советского Союза

История развития бухгалтерского учета в СССР и после его распада

Советская система учета менялась и совершенствовалась. В этот период были разработаны новые методы и формы учета, а также введены дополнительные требования к отчетности.
Политические и экономические изменения, произошедшие после 1991 года, оказали значительное влияние на бухучет в России:
  • Приняты новые законы и стандарты, учитывающие международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в качестве основы для ведения бухгалтерского учета.
  • Внедрены программные продукты и системы, которые автоматизировали процесс учета и сократили время на выполнение рутинных операций.
  • Усилился контроль и надзор со стороны государственных органов, таких как: ФНС, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк и другие.

Современный бухгалтерский учет в России

Внедрение технологий, появление новых видов деятельности и частые изменения в законодательстве способствовали тому, чтобы бухгалтерия совершенствовалась.

Бухгалтерский аутсорсинг в России

Аутсорсинг появился на российском рынке в 90-х годах. Однако с развитием информационных технологий и появлением формата удаленного сотрудничества, он стал более популярным и доступным для малого и среднего бизнеса. О том, как правильно перейти на бухгалтерское сопровождение и что для этого нужно сделать, мы писали в статье.

Развитие ЭДО и автоматизация процессов

Крупные аутсорсинг провайдеры являются одним из двигателей развития информационных технологий в бухучете. Для удобства своих клиентов и повышения собственной эффективности компании по аутсорсингу бухгалтерского учета инвестируют в ИТ инфраструктуру и ИТ — составляющую услуг. Например, активно развиваются онлайн-сервисы для автоматизации кадровых процессов. Теперь можно создавать и отправлять кадровые документы и справки в один клик, согласовывать и подписывать отпуска и отгулы онлайн, знакомить сотрудников с расчетными листками и графиком выплат. Это значительно экономит время сотрудников бухгалтерских и кадровых служб, повышает лояльность сотрудников.
В России уже давно существует несколько систем электронного документооборота, которые активно используются компаниями. ЭДО значительно экономит время на обработку документов, снижает риск потери информации и сокращает издержки. В чем важность электронного документооборота для организаций, мы писали в статье.

Основные принципы современного бухгалтерского учета

Главные функции бухучета

  • Учет всех хозяйственных операций и их регистрация в системе.
  • Составление финансовой отчетности.
  • Контроль расходов.
  • Анализ рентабельности компании.
  • Планирование бюджета, контроль расходов.
  • Соблюдение основных принципов бухучета.
  • Постоянное отслеживание изменений в законодательной базе.
Остались вопросы? Напишите нам. Мы занимаем 2-е место в рэнкинге RAEX в области аутсорсинга учетных функций по бухгалтерскому и налоговому учёту (по итогам 2022 года). Рекомендательные письма смотрите здесь.
Статьи