Статьи на русском

Как бизнесу правильно работать с самозанятыми в 2025 году, чтобы не нарушить закон

Самозанятые в 2025 году
Самозанятый с 1 января 2025 года может стать испытанием для бизнеса, если привлекать их к работе в компании без понимания рисков. Уже в конце прошлого года стало понятно, что налоговая реформа 2025 затронет и этот сегмент работы. Организациям важно заранее оценить, насколько сотрудничество с самозанятыми соответствует законодательству и не приведет ли это к претензиям со стороны налоговых органов.

Например, с 1 января 2025 года самозанятые могут классифицироваться налоговыми органами не как привлеченный подрядчик, а как штатный сотрудник, оформленный так для занижения налоговой базы. Такие выводы ФНС может сделать на основании условий договоров (существует ряд признаков трудовых отношений) или в случае, если самозанятый работает исключительно с одним заказчиком или небольшим количеством клиентов на примерно сопоставимые суммы каждый месяц. Еще один явный маркер — привлечение компанией большого числа самозанятых, длительная работа плательщика НПД с одним заказчиком при неизменном уровне дохода и другие аналогичные обстоятельства.
Иные признаки трудовых отношений:
  • Фиксированный график работы.
  • Подчинение внутренним правилам компании.
  • Выплата отпускных, больничных или других социальных гарантий.
  • Выполнение задач, характерных для штатных сотрудников.
  • Работа с использованием оборудования, материалов или программного обеспечения организации на постоянной основе.
Эти признаки помогают ФНС отличить трудовые отношения от гражданско-правовых, что может повлиять на переквалификацию самозанятого в штатного сотрудника.

Самозанятые с 1 января 2025 года под особым контролем

Теперь налоговая инспекция передает в трудовую комиссию информацию о компаниях, у которых соблюдаются три условия:
  • Средняя продолжительность работы самозанятого с компанией — около трех месяцев.
  • Организация привлекает к работе более 10 самозанятых.
  • Среднемесячный доход каждого самозанятого превышает 20 000 руб.

Новое для самозанятых в 2025 году

Новые правила предполагают усиление контроля. Однако стоит отметить, что, вопреки ожиданиям, лимит доходов для самозанятых в 2025 году остался неизменным, в то время как внимание ФНС к их доходам заметно возросло.

Кроме того, теперь данные автоматически передаются в Росстат (отчетность самозанятых в Росстат с 2025 года попадает автоматически, вручную подавать информацию не нужно).

Еще одно важное изменение: с 1 марта 2025 года самозанятые официально могут участвовать в тендерах и госзакупках.
Налог для самозанятых в 2025 году не изменился:
  • 4% – с доходов от физлиц.
  • 6% – с доходов от юрлиц и ИП.
Изменения для самозанятых в 2025 году также коснулись видов деятельности. Как и прежде, запрещенными видами деятельности являются перепродажа товаров, продажа алкоголя, табака, топлива, работа по агентским схемам и аренда нежилой недвижимости.

Среди прочих нововведений — курьеры теперь могут иметь статус самозанятого, но принимать оплату только за услуги доставки, а не за товар.

Что касается помощи от государства малообеспеченным гражданам, самозанятые тоже имеют право на единое пособие, если их доход ниже определенного уровня. С 1 января 2025 года для самозанятых и других категорий работающих действует правило о минимальном доходе в 4 МРОТ. Примечательно, что в прошлом году уровень был ниже — всего 2 МРОТ.

Введение новых норм и ограничений не предполагает необходимости сокращать сотрудничество с плательщиками НПД или полностью от него отказываться. Чтобы оставаться в рамках закона, стоит придерживаться следующих рекомендаций:
1.Проверьте, что человек не был сотрудником вашей компании в течение последних двух лет.

2.Правильно оформите договор:
  • предмет договора должен отличаться от основного профиля вашей компании;
  • исключите пункты о трудовых обязанностях и гарантиях;
  • не прописывайте стандартный рабочий график;
  • не предусматривайте командировки;

3.Организуйте оплату корректно:
  • производите выплаты после завершения работ;
  • требуйте чек за каждый платёж;
  • избегайте регулярного начисления одинаковых сумм;

4.Четко прописывайте в документах:
  • конкретные виды работ и услуг;
  • объемы выполненных задач;
  • результаты работы с детальными описаниями.
Такой подход поможет избежать претензий со стороны налоговой и переквалификации договора в трудовой.

Остались вопросы? Напишите нам! Мы занимаем 1-е место в рэнкинге RAEX в области аутсорсинга учетных функций по бухгалтерскому и налоговому учету (по итогам 2024 года). Рекомендательные письма смотрите здесь.
Статьи