В отличие от бухгалтерских услуг, оказываемых внешними исполнителями, бухгалтерский аутсорсинг является формой взаимодействия, при которой внешняя компания включается в рабочие бизнес-процессы компании-заказчика как целостное функциональное подразделение, оставаясь при этом организационно и юридически самостоятельным. Зарубежные эксперты в области аутсорсинга отмечают, что вместе с передачей определенных финансовых функций, выполнение которых аутсорсером происходит часто в ежедневном режиме, обычно передается также управление этими функциями и процессами.
Функции бухгалтерии передаваемые на аутсорсинг:
- операционная;
- регистрирующая;
- аналитическая;
- контрольная;
- информационная;
- управленческая;
- обеспечения сохранности имущества;
- обеспечения информационной безопасности.

В основном сегодня в России аутсорсинг востребован западными компаниями, малым и средним российским бизнесом, а также предприятиями, находящимися на этапе становления или бурного роста, когда аутсорсинговые компании могут предложить готовые решения, полученные благодаря накопленному опыту, и менеджменту не нужно «изобретать велосипед» при постановке финансовой функции компании. По данным Boston Consulting Group (из доклада главы московского офиса BCG Штефана Дертнинга «Аутсорсинг бизнес-процессов в глобальном мире»), за 2002-2010 годы ежегодные темпы роста объема услуг аутсорсинга бухгалтерского учета составят примерно 10% по всему миру.

- Рост надежности и качества бухгалтерской и налоговой отчетности. Компания, специализирующаяся на бухгалтерии, аккумулирует на порядок больше знаний, умений и опыта, чем бухгалтер, лицом к лицу сталкивающийся с огромной массой правовых, налоговых и бухгалтерских нововведений. Сотрудничество с профессиональной бухгалтерской организацией открывает доступ к консультациям и опыту коллектива профессионалов, за счет чего надежность и качество учета и отчетности организации будут находиться на уровне, гарантирующем минимум столкновений с контролирующими органами, а значит - спокойствие и уверенность в будущем.
- Снижение издержек на зарплату бухгалтеров и налогов с зарплаты. Стоимость аутсорсинга бухгалтерского учета в специализированной бухгалтерской организации, как правило, ниже зарплаты бухгалтера. Бухгалтеры специализированной организации - квалифицированные профессионалы, они используют самые современные информационные средства обработки учетных данных, справочно-правовые системы. За счет этого достигается "эффект масштаба", что позволяет снизить стоимость обслуживания каждого отдельного клиента.
- Экономия на рабочем месте бухгалтера, на справочных, правовых, бухгалтерских программах. Дополнительное рабочее место сотрудника не только требует определенных площадей в офисе, но также предполагает затраты на обстановку и оборудование. Бухгалтерская деятельность, кроме того, подразумевает дополнительные затраты на периодическое обучение, установку и постоянную поддержку справочных, правовых и учетных систем.
- Проблемы, возникающие у организации из-за некорректного ведения учета, обычно обнаруживаются лишь спустя год-два после их возникновения и не в самых благоприятных условиях - в результате налоговой проверки. Тогда выясняется, что бухгалтер, из-за которого возникли проблемы, еще пару месяцев назад ушел с места работы, а руководитель остается один на один с налоговой инспекцией. Исключены ситуации, когда бухгалтер заболел, ушел в отпуск и т.п. Компания, специализирующаяся на бухгалтерском аутсорсинге, обязательно предоставит специалиста на замену.
- В солидных компаниях гарантируется качество работ и достоверность отчетности. Ответственность компании-аутсорсера застрахована.
- В договоре на оказание бухгалтерских услуг можно прописать все нюансы взаимодействия специализированной компании и клиента. (Например, о том, где будет базироваться бухгалтерия, как часто представитель аутсорсинговой компании будет приходить в офис и прочие существенные условия).
Факторы против перехода на аутсорсинг.



Заключение

В заключении хочется высказать личное мнение о целесообразности привлечения аутсорсинговой компании для ведения бухгалтерии. Передача бухгалтерии на аутсорсинг нецелесообразна для крупных предприятий. Это может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации, а также к снижению оперативности в учете и предоставлении необходимых для управления сведений. Поэтому услуги аутсорсинга наиболее востребованы на предприятиях малого и среднего бизнеса.


В условиях современного бизнеса имеется возможность передать на аутсорсинг большинство процессов, но это не должно становиться самоцелью. При оценке приоритетов передачи процессов на аутсорсинг нужно учитывать стратегию, ключевые компетенции, сильные и слабые стороны компании.

- Процессы, не являющиеся ключевыми, но требующие высокой квалификации и наличия экспертизы. Например – функция главного бухгалтера, налоговое консультирование, подготовка и сдача годовой бухгалтерской и налоговой отчетности.
- Процессы, состоящие из большого числа повторяющихся задач, рутинные процессы. Примерами данной категории процессов могут служить расчет заработной платы, ведение дебиторской задолженности и счетов к получению, кадровое администрирование.
- Процессы, требующие специальных знаний, но не относящиеся к ключевым. Например – регистрация юридического лица, получение разрешения на работу, поиск и подбор персонала.
- К передача бухгалтерского учета на аутсорсинг необходимо отнестись серьезно и тщательно проанализировать компании предоставляющие такого рода услуги.