Бухгалтерский учет в строительстве: в чём сложность для предпринимателя
Индустрия строительства охватывает деятельность заказчиков, инвесторов, строителей, субподрядчиков и прочие дополнительные службы. Именно поэтому бухучет в строительстве нужно брать под особый контроль и вести его так, чтобы доходы и расходы по каждому объекту группировались отдельно.
Строительная сфера всегда связана с определенными рисками: задержки в сроках сдачи объекта и проблемы с качеством работ. Если ваш бухгалтер не мониторит и не анализирует финансовые потоки, не разбирается в отраслевой специфике и не вникает в каждый ее этап, то он не сможет организовать бухучет строительной компании правильно.
По словам некоторых экспертов, аутсорсинг бухгалтерии в строительной сфере очень востребован среди предпринимателей, так как в этом случае ведением бухучета занимаются профессионалы, которые специализируются на работе с данным сегментом рынка.
В нашей статье мы рассмотрим основные сложности, которые возникают в бухгалтерском учете в строительстве.
Какие вопросы решает ведение бухгалтерского учета в строительных организациях
Контроль финансовых потоков компании.
Налоговая отчетность.
Подготовка к проверкам.
Разработку рабочего плана счетов.
Восстановление бухгалтерского учета и утерянных документов.
Проведение инвентаризации.
Бухучет строительной компании, самые распространенные ошибки
Не проверены реквизиты, цена, предмет договора, условия оплаты в договоре подряда. К этому пункту следует подойти ответственно, так как ошибки в данных приведут к судебным разбирательствам.
Неправильно составленная смета или ее отсутствие. Если налоговая служба обнаружит в смете несоответствия, то выпишет штраф.
Допущен отрицательный остаток на счете 19 из-за излишнего вычета НДС.
В строительной отрасли много специфической документации, поэтому учет должен быть организован так, чтобы налоговая служба понимала: как формируются резервы, какие доходы и расходы есть у компании, какой размер финансовых обязательств в конкретном периоде.
Основные трудности при ведении бухучета в строительной компании
Данная сфера может включать в себя большое количество объектов: возведение зданий, сооружений, дорог, мостов, тоннелей, трубопроводов, линий электропередач. Каждый объект имеет свои уникальные характеристики и требования. Специалисту приходится контролировать затраты на материалы, трудовые ресурсы и оборудование.
Высокая стоимость и долгие сроки строительства. Отсутствие контроля может привести к задержкам и финансовым потерям в процессе строительства.
Наличие филиалов. Если объекты одной строительной компании находятся в разных регионах, то головной офис обязан сообщить об открытии филиала в ФНС в течение 30 дней. Далее следует определить особенности бухучета в обособленных подразделениях и установить сроки передачи документов в центральный офис для своевременного отражения в учете.
Период проведения инвентаризации организации фиксируют в учетной политике с возможностью продления и корректировки дат. Трудности возникают в том случае, когда материалы и склады с ассортиментом расположены далеко друг от друга.
Учет основных средств. В разработке учетной политики бухгалтера стараются максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет, но это может быть невыгодно. В строительной компании приобретается много хозяйственного инвентаря и иных инструментов, они имеют невысокую стоимость, а их срок эксплуатации колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет.
Чем бухгалтерский учет в строительстве отличается от других сфер деятельности
Использование разных бланков для подрядчиков и заказчиков, на которых фиксируются все действия: основные и промежуточные результаты/затраты. Многоэтапная система взаиморасчетов.
Распределение расходов на следующие категории: выплата зарплаты, покупка материалов, работа и износ техники.
Оценка построенных объектов специальными комиссиями с учетом затрат на проверки.
Применение особой методики для отображения незавершенных проектов. Помимо подряда и субподряда, по которым нужно вести отдельный учет и отражать доходы, существуют еще и иные объекты незавершенного строительства.
Иногда у подрядчиков возникают расходы до заключения договора о работе на объекте, они могут быть связаны со страхованием рисков или появляются во время подготовки технической или проектной документации. В таком случае их относят к будущим затратам. Например, если организация должна благоустроить прилегающую к строящемуся объекту территорию, то эти затраты включают в стоимость строящегося актива. Прорабы ежемесячно предоставляют бухгалтеру отчеты о движении запасов, так как по ним осуществляется списание ценностей в учете.
По окончании работы объект строительства принимает специальная комиссия в соответствии со всеми правилами, после чего составляется акт приема-передачи. На завершающем этапе объект регистрируется в государственных органах.
По окончании работы объект строительства принимает специальная комиссия в соответствии со всеми правилами, после чего составляется акт приема-передачи. На завершающем этапе объект регистрируется в государственных органах.
Налогообложение в строительстве
В строительной сфере действуют свои правила и налоговые режимы, каждый строительный объект является базой для налогообложения. Поэтому нередко у организаций возникает вопрос, как вести бухучет: пообъектно, в разрезе каждого подрядчика или целиком? Тут всё зависит от компании. От ее масштабов и объемов незавершенного строительного производства. Иногда непросто выполнить сметные работы целиком. Задача бухгалтера – корректно оценить стоимость каждого объекта и при этом оптимизировано подойти к налогообложению.
Бухгалтерский учет строительной компании требует постоянного контроля и анализа финансовых показателей для обеспечения эффективного управления организацией. Информаудитсервис подбирает проектную команду для каждого клиента индивидуально, учитывая отраслевую специфику бизнеса. Мы предлагаем комплекс финансовых услуг и гарантируем правильное ведение бухгалтерского учета строительной организации.