Статьи на русском
2025-03-28 07:19

Аналитика налоговых проверок 2024 – ключевые тенденции и их влияние на бизнес в 2025 году

В 2024 году ФНС активно развивала и внедряла новые подходы к налоговым проверкам, основываясь на цифровизации, аналитике и риск-ориентированной модели. Использование искусственного интеллекта и обновленные методы выявления налоговых нарушений значительно изменили условия работы для предпринимателей. Данные нововведения выходят за рамки простой корректировки текущих бизнес-процессов – они подталкивают компании к пересмотру стратегии взаимодействия с налоговыми органами, а именно:
  • Использование цифровых сервисов ФНС, таких как «Личный кабинет налогоплательщика», для оперативного взаимодействия и получения актуальной информации.
  • Проверка контрагентов на благонадежность через специальные аналитические платформы.
  • Трансфертное ценообразование при работе со взаимозависимыми лицами и международными партнерами.
  • Усиление внутреннего контроля за учетом и отчетностью, чтобы минимизировать ошибки и риски.
  • Оперативное реагирование на запросы ФНС.
  • Инвестирование в автоматизацию процессов для соответствия новым требованиям цифровизации и минимизации человеческого фактора.
В статье мы рассмотрим:
  1. Динамику налоговых проверок в 2024 году: основные тенденции и их влияние на бизнес.
  2. Объем доначислений: как изменились показатели.
  3. Особенности налогового мониторинга: новые подходы ФНС и их последствия для налогоплательщиков.
  4. Практику применения мораториев: как это отразилось на работе компаний.

Общая динамика и новые акценты

2024 год задал новый вектор приоритетов налоговых органов, сместив акцент на цифровизацию и риск-ориентированный подход.

Некоторые эксперты связывают изменения в налоговой политике с экономической ситуацией и поддержкой государства для отдельных отраслей. Однако многие компании опасаются, что это приведет к усилению налогового контроля. Чтобы разобраться так ли это на самом деле, стоит изучить статистику проверок — как камеральных, так и выездных.

Камеральные проверки по-прежнему остаются наиболее массовым форматом контроля. По информации отдельных региональных управлений, частота их проведения увеличилась приблизительно на 5–7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Согласно ст. 88 («Камеральная налоговая проверка») НК РФ, этот вид проверок проводится на основе декларации и имеющихся в распоряжении инспекции данных, без выхода налоговых инспекторов на место истребования дополнительных документов.

Выездные проверки показывают тенденцию к выборочному и точечному назначению.Согласно ст. 89 («Выездная налоговая проверка») НК РФ в фокусе налоговиков оказываются компании, у которых выявляются признаки существенного отклонения показателей от среднеотраслевых либо ранее наблюдалась нечеткая структура владения и непрозрачные схемы взаиморасчетов.

При этом средняя продолжительность самих выездных проверок немного сократилась (по неофициальным данным некоторых компаний, на 8–10%). На практике это может свидетельствовать о лучшей предварительной подготовке проверяющих к каждому конкретному случаю, а также о более комплексном использовании цифровых инструментов для анализа бухгалтерской и налоговой отчетности.
Рис. 1 Сравнение количества камеральных и выездных налоговых проверок за 2024 год по данным https://www.nalog.gov.ru.
На рис. 1 видно, что количество камеральных проверок — 54 086 794 ед. превышает количество выездных — 4 736 ед. более, чем в 11 000 раз. Квартальные данные нарастающим итогом представлены в Таблице 1.
Резкий рост числа камеральных проверок, превысивший 54 млн к концу года, свидетельствует о беспрецедентном уровне охвата. Однако, несмотря на их увеличение, выездные налоговые проверки всё еще остаются точечным и избирательным инструментом.

Ключевые направления камеральных и выездных проверок, которые были в фокусе налоговых органов в 2024 году:
  1. НДС и схемы его оптимизации.
  2. Дробление бизнеса.
  3. Серые зарплаты и привлечение к сотрудничеству самозанятых.
  4. Использование онлайн-касс и контроль за выручкой.
  5. Мониторинг доходов и расходов физических лиц.
  6. Блогеры и digital-бизнес.
  7. Трансфертное ценообразование и международные операции.
  8. Контроль над цифровыми активами и криптовалютой.
  9. Проверка малого и среднего бизнеса.
  10. Маркировка товаров и регулирование.

Результаты контрольных мероприятий 2024

Показатели доначислений и вынесенных решений часто служат важным ориентиром для предпринимательского сообщества, позволяя оценить, насколько существенно изменились подходы и критерии налоговых органов. По информации некоторых экспертов, в первом полугодии 2024 года наблюдались следующие тенденции:
  • Уровень доначислений. Их средний размер по результатам выездных проверок вырос приблизительно на 15–20% (данные разных источников варьируются, но указывают на заметный рост). С одной стороны, это может говорить о более точечном подходе к выбору объектов контроля. Вместе с тем приоритеты проверяющих сместились: теперь их внимание направлено не только на традиционные аспекты, такие как расчет НДС и налога на прибыль, но и на новые области, включая электронные сервисы, интеллектуальную собственность и различные виды субсидий.
  • Структура нарушений. Неизменно значительная доля претензий связана с завышением расходов и некорректным применением налоговых вычетов по НДС. Во время проверок часто фиксируются нарушения в учетных документах, задержки в отражении операций или занижение налоговой базы. Кроме того, вопросы трансфертного ценообразования в группах компаний по-прежнему актуальны, хотя их влияние на малый бизнес не столь существенно.
  • Количество споров, дошедших до суда, увеличилось в связи с активизацией претензий со стороны налоговых органов. Всё больше организаций пытаются отстоять свою позицию в судебном порядке. Однако, по мнению юристов, вероятность успеха апелляций снижается, если компания не может предоставить комплексные и достоверные доказательства обоснованности экономических расходов.

Чтобы показать масштаб доначислений, приведем круговую диаграмму в сравнимом формате по результатам проверок 2024 года.

Как видно из круговой диаграммы, основная доля доначислений приходится на выездные налоговые проверки. Однако доли в процентах не передают масштаба реальных значений. Чтобы оценить уровень фискального давления, необходимо перейти от соотношений к абсолютным цифрам.
На следующем рисунке показаны суммы доначисленных налогов и штрафов по результатам проверок в 2024 году. Налоги по выездным проверкам — это почти 296 млрд рублей, тогда как камеральные — около 98 млрд. Стоит отметить, что штрафы по выездным проверкам, несмотря на их значительно меньшее количество, превышают штрафы по камеральным.
На первый взгляд, камеральные проверки — главный инструмент налогового контроля: их в 2024 году было проведено более 54 млн, против всего 4 736 выездных. Это означает, что на каждую выездную проверку приходилось свыше 11 000 камеральных. Но если посмотреть на результаты, нельзя не отметить парадокс: выездные налоговые проверки принесли почти в три раза больше доначисленных налогов (295 млрд против 98 млрд рублей).
Таблица 2. Эффективность камеральных и выездных налоговых проверок.
Если сопоставить эффективность одной проверки (Табл. 2), то разрыв становится фантастическим: одна выездная налоговая проверка дает государству в среднем 62 млн рублей, тогда как камеральная — менее 2 тысяч. Если добавить статистические данные о количестве хозяйствующих субъектов по состоянию на 01.01.2025, можно зафиксировать следующую картину.
Таблица 3. Сопоставление данных о числе проверок и количестве хозяйствующих субъектов на 01.01.2025 г.
По информации ФНС, в 2024 году было проведено более 54 млн камеральных налоговых проверок. При общем числе зарегистрированных юрлиц и ИП — около 7,8 млн — это означает, что в среднем каждый хозяйствующий субъект проверялся почти 7 раз за год или 1,7 раза в квартал. Такая частотность, особенно (1,7 раза./квартал) указывает не только на автоматизацию камерального контроля, но и на комплексный характер фискального надзора в целом.

Особенности мораториев и сроки их действия

Отдельно стоит упомянуть моратории на налоговые проверки, которые в определенные периоды 2024 года объявлялись для отдельных отраслей. В Постановлении Правительства РФ от 10.03.2023 N 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» и разъяснениях налоговых органов указывается, какие отрасли и виды деятельности временно освобождены от плановых проверок. В большинстве случаев речь идет об организациях, пострадавших от внешнеэкономических ограничений, либо в стратегически важных секторах, требующих особой поддержки.

Сроки действия мораториев для категорий бизнеса

Факт моратория не несет в себе абсолютного применительного значения на практике. Если налоговая инспекция усматривает признаки серьезных нарушений или у нее есть весомые основания подозревать недобросовестные схемы, право на проведение налоговой проверки сохраняется.

Помимо этого, мораторий чаще всего не затрагивает камеральные налоговые проверки, так как они проводятся в рамках стандартных процедур.

Значительная часть мораториев имеет конкретные сроки. Некоторые из них были завершены уже в середине года, другие — ближе к его концу. Здесь важно отслеживать свежие правительственные и ведомственные постановления, поскольку решение может быть пересмотрено или продлено.

Налоговый мониторинг: опыт 2024 и перспективы в 2025 году

О системе налогового (горизонтального) мониторинга сегодня говорят всё больше экспертов. Эта система предполагает, что компания добровольно предоставляет налоговым органам доступ к своим учетным системам и первичным документам. Взамен она получает ряд преимуществ, включая снижение риска проведения выездных проверок.
Почему налоговый мониторинг стал особенно актуальным в 2025 году?
  • Цифровизация процессов. Электронная отчетность и взаимодействие с налоговыми органами стали стандартом для бизнеса. Компании, готовые к полной прозрачности данных в режиме онлайн, всё чаще выбирают его для снижения рисков.
  • Сокращение административной нагрузки. Участие в мониторинге сокращает необходимость в традиционных проверках, а спорные вопросы можно решать с инспекторами в режиме реального времени, без длительного ожидания.
  • Быстрое согласование льгот и вычетов. Организации, использующие налоговые льготы, могут оперативно согласовывать свои позиции с ФНС, что снижает вероятность крупных доначислений в будущем.
При этом важно учитывать, что переход на налоговый мониторинг возможен только при соответствии ряду критериев, включая объем выручки, уровень налоговых платежей и другие. Однако не все компании соответствуют этим требованиям, и не каждая готова к полной прозрачности внутренних данных. Однако в текущих условиях интерес к налоговому мониторингу растет, а ФНС заявляет о планах по его совершенствованию и популяризации.

Тенденции налоговых проверок 2024 года показывают, что налоговая служба продолжает двигаться в сторону максимальной прозрачности и контроля, используя современные технологии и аналитические инструменты. В свою очередь бизнес, должен улучшить качество отчетности, усилить внутренний контроль и соблюдать все требования законодательства.
В частности, в 2025 году некоторые эксперты прогнозируют:
  1. Рост числа камеральных проверок. Они станут еще более детализированными в первую очередь в отношении НДС, налога на прибыль и страховых взносов.
  2. Ужесточение контроля за контрагентами. ФНС продолжит бороться с недобросовестными контрагентами и схемами с участием фирм-однодневок. Ожидается усиление проверок цепочек контрагентов, например, в сферах строительства, торговли и услуг.
  3. Фокус на трансфертное ценообразование. Контролирующие органы будут тщательно проверять сделки между взаимозависимыми лицами, особенно в международных группах компаний. Акцент будет сделан на соответствие цен рыночным условиям.
  4. Увеличение внимания к малому бизнесу и самозанятым. В 2025 году ФНС продолжит проверять малый бизнес и самозанятых в сферах с высоким риском сокрытия доходов (услуги, торговля, фриланс).
  5. Повышение прозрачности и взаимодействия с бизнесом. Планируется развитие сервисов «Личный кабинет налогоплательщика» и «Прозрачный бизнес», что упростит взаимодействие с налогоплательщиками.

Как правильно подготовиться к налоговым проверкам?

  • Проводите внутренний аудит налоговых расчетов. Регулярные проверки проблемных зон (например, командировочные расходы, НДС по спорным операциям, выплата дивидендов, документальное оформление расходных операций) помогут вовремя обнаружить и исправить ошибки.
  • Контролируйте правильность оформления первичных документов и их достаточность. Наличие всех необходимых договоров, актов и счетов-фактур, достаточного количества обосновывающих операции и сделки документов может стать решающим фактором.
  • Рассмотрите возможность проведения налогового мониторинга. Если компания соответствует установленным критериям, это позволит оптимизировать взаимодействие с налоговыми органами и снизить риски проверок.
  • Оперативно реагируйте на запросы налоговых органов. Предоставление полной информации и пояснений поможет избежать проблем.
Остались вопросы? Напишите нам! Мы занимаем 1-е место в рэнкинге RAEX в области аутсорсинга учетных функций по бухгалтерскому и налоговому учету (по итогам 2024 года). Рекомендательные письма смотрите здесь.
Статьи