Трансформация консолидированной бухгалтерской отчетности по МСФО
В настоящее время одним из перспективных направлений развития бизнеса является создание холдинга. Образование групп предприятий позволяет существенно укрепить инвестиционный потенциал такого хозяйственного объединения, повысить рентабельность и технологический уровень производства. Создание групп предприятий открывает широкие возможности для проведения ряда групповых операций по экономии финансовых ресурсов, уменьшению налоговых потерь, координации финансовых и материальных потоков внутри группы.
Балансы отдельных предприятий не могут дать адекватной информации для анализа функционирования группы предприятий, так как они используются лишь при анализе отдельно взятого предприятия.
Актуальность выбранной темы работы «Трансформация консолидированной бухгалтерской отчетности по МСФО» заключается в том, что именно консолидированная отчетность должна составляться для выявления результатов анализа состояния и деятельности холдинга, а не балансы отдельных предприятий, также существует необходимость трансформации консолидированной отчетности в соответствии с МСФО для выхода на международный рынок, привлечения иностранных инвестиций. Для этого и разрабатывается новая система представления информации – система консолидированного учета и отчетности, которая ставит в основу деятельности холдинга его консолидированные показатели, что соответствует международной практике бухгалтерского учета и отчетности.
Целью написания данной работы является рассмотрение процесса трансформации консолидированной отчетности по МСФО, выявление существующих проблем и внесение предложений для их решения.
Для достижения этой цели поставлены задачи: рассмотрение понятия трансформации отчетности, изучение законодательной базы в данной области, способов трансформации консолидированной отчетности.
1. Понятие трансформации бухгалтерской отчетности по МСФО.
Отчетность по МСФО предоставляет информацию о финансовом положении предприятия, которая полезна широкому кругу пользователей (собственникам, инвесторам, кредиторам).
Необходимость составления отчетности по МСФО обусловлена целым рядом причин:
выход на рынки капитала (котировка долевых бумаг),
подготовка данных для составления консолидированной отчетности (если организация входит в группу компаний),
привлечение зарубежных инвестиций (например, рассмотрение вопроса о получении кредита в европейском банке),
установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами.
Составление отчетности, соответствующей требованиям МСФО, возможно двумя основными способами:
параллельный учет - это учет, который ведется в иных стандартах (например, МСФО), в отличие от тех, по которым уже ведется учет (например, РПБУ). При этом параллельный учет по МСФО подразумевает отражение фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета на пооперационной основе в соответствии с правилами МСФО.
трансформация финансовой отчетности – это процесс составления отчетности по стандартам МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета. Особенностью метода трансформации является то, что он может быть применен только после составления отчетности по национальным правилам.
При трансформации свод таблиц наглядно показывает переход от российских балансовых статей и статей отчета о финансовых результатах - к соответствующим показателям по МСФО, что не всегда возможно при ведении параллельного учета.
К преимуществам трансформации отчетности по сравнению с параллельным учетом можно отнести невысокие финансовые и временные затраты, но при этом отчетность, полученная в результате трансформации, имеет высокий информационный риск, поскольку при ее осуществлении неизбежны субъективные оценки. Однако величина этого риска напрямую зависит от квалификации исполнителей. Таким образом, необходим выбор такого специалиста в области МСФО, профессиональное суждение которого позволит избежать недостоверности отчетности.
2. Обзор законодательной базы по составлению консолидированной отчетности по МСФО.
Первым российским законодательным актом, предусматривающим обязанность применения международных стандартов финансовой отчетности в РФ является Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности", который вступил в силу в 2010 г. и установил общие требования к ее составлению, представлению и публикации.
Закон распространяется на следующие организации:
кредитные организации;
страховые организации;
организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
организации, для которых составление и (или) представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности предусмотрены другими федеральными законами;
организации, в учредительных документах которых предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности.
Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с консолидированной финансовой отчетностью.
Закон определяет сроки, в которые российские предприятия должны будут подготовиться к переходу на МСФО, - не ранее 2015 г., что касается только тех организаций, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и которые составляют консолидированную отчетность по другим, отличным от МСФО, международно-признанным правилам. Другие организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО будут признаны для применения на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории РФ» определена процедура признания на территории РФ Международных стандартов финансовой отчетности.
По законодательству все большее количество российских организаций обязано проводить трансформацию бухгалтерской отчетности по МСФО. В связи чем, этим организациям необходимо решить проблемы:
- наличия квалифицированного персонала или привлечения внешних консультантов; - разработки единой учетной политики по МСФО для всех компаний группы; - применения автоматизированных средств для подготовки консолидированной отчетности; - выбора способа составления отчетности: консолидации по национальным стандартам и ее трансформации в соответствии с МСФО или составления отчетности по МСФО на уровне отдельных компаний группы и последующей консолидации.
Также существуют проблемы, связанные с несовершенством законодательства, это:
отсутствие положений в действующей редакции Федерального закона о бухгалтерском учете, которые бы давали возможность российским организациям применять международные стандарты при подготовке и представлении своей отчетности;
обязанность составителей консолидированной отчетности прямо следовать нормам МСФО, то есть предполагается, что они должны приобрести официальный статус наряду с национальными стандартами учета без дополнительной адаптации и интерпретации.
Для решения этих проблем необходимо:
внести соответствующие изменения в закон о бухгалтерском учете,
разработать необходимую инфраструктуру применения МСФО (то есть подготовить их законодательное признание в РФ), а также процедуры их одобрения, перевод стандартов на русский язык и их периодическое обновление.
обеспечить высокую профессиональную подготовку в области МСФО бухгалтеров и пользователей отчетности
Организовать надлежащий контроль качества консолидированной отчетности, в первую очередь посредством повышения квалификационного уровня аудиторов, а также применения качественных стандартов их деятельности, соответствующих международным нормам аудита.
3. Способы трансформации консолидированной бухгалтерской отчетности по МСФО
Приступая к сбору и выверке исходных данных для подготовки сводной отчетности по МСФО, в первую очередь необходимо очертить список организаций в составе холдинга, данные которых подлежат консолидации. Согласно МСФО 27, данные об активах и обязательствах ряда дочерних компаний можно не консолидировать на уровень холдинга (например, если доля материнской компании в дочерней была приобретена с целью перепродажи в ближайшем будущем).
Также, согласно принципу существенности можно не включать в консолидированную отчетность данные по зависимым компаниям, активы и финансовые результаты которых несущественны (составляют менее 5% от всей группы) или сильно отличаются по видам деятельности от всего холдинга. Однако, вопрос об исключении результатов деятельности таких компаний из сводной отчетности группы, в конечном счете, определяется принятой учетной политикой по составлению финансовой отчетности по МСФО.
Учетная политика холдинга регламентирует все аспекты технологии подготовки финансовой отчетности: основные компоненты, выбор валюты отчетности, описание технологии трансформации из функциональных валют (при их использовании) в валюту отчетности, требования к составлению форм групповой отчетности для участников группы, требования к подготовке консолидированной отчетности.
В настоящее время не существует единой методики трансформации консолидированной бухгалтерской отчетности по МСФО, так как в каждом конкретном случае на процесс составления отчетности влияет значительное число субъективных факторов, среди которых специфика финансово-хозяйственной деятельности, особенности организации бухгалтерского учета и применяемой учетной политики, необходимая степень детализации отчетности, наличие временных, финансовых и человеческих ресурсов.
Метод трансформации при составлении консолидированной отчетности может быть применен двумя способами.
1. Трансформация на уровне компаний. Каждой из организаций, входящих в группу компаний, производится составление индивидуальной отчетности в соответствии с МСФО методом трансформации; затем производится консолидация, т.е. суммирование и корректировка данных для получения консолидированной отчетности, соответствующей МСФО.
Трансформация отчетности компаний происходит следующим образом:
анализ бухгалтерской информации предприятия, составление пробных балансов;
составление корректировочных проводок и реклассификация счетов на МСФО;
подготовка финансовых отчетов компании в соответствии с требованиями МСФО.
На стадии анализа определяется соответствие (или несоответствие) отдельных разделов учетной политики компании требованиям и принципам МСФО. Корректировочные проводки выполняются в российском плане счетов. Для наглядности отражения открываются вспомогательные субсчета. При выполнении корректировочных проводок может потребоваться информация, не отраженная в отчетах РСБУ, в таком случае ее необходимо подготовить на основании первичных документов. Далее составляется оборотно-сальдовая ведомость (в плане счетов РСБУ) с учетом корректировочных проводок.
Реклассификация — процесс переноса скорректированных остатков со счетов в российском Плане счетов на предлагаемый План счетов МСФО. Процесс реклассификации решает следующие задачи:
достигается требуемая МСФО аналитичность представления данных;
облегчается составление бухгалтерского баланса при применении средств автоматизации;
если компания в дальнейшем предполагает вести учет по МСФО, то в результате трансформации она получит начальное сальдо по счетам бухгалтерского учета.
Затем составляется оборотно-сальдовая ведомость в плане счетов по МСФО, и на основании нее — управленческая отчетность по МСФО. Процесс трансформации отчетности производится для каждой из компаний, составляющих холдинг, после чего полученные отчеты консолидируются.
2. Трансформация на уровне отчетности холдинга - производится составление консолидированной отчетности холдинга по российским правилам; затем реклассификация и корректировки сводных показателей в соответствии с принципами и правилами МСФО. Консолидация проводится на уровне оборотно-сальдовых ведомостей предприятий (остатков по счетам), они сводятся в общую ведомость с учетом всех поправок (исключение внутрифирменных оборотов).
Корректировки и реклассификация проводятся над консолидированными данными, процедуры при этом аналогичны первому способу. Поскольку работа по корректировке проводится централизованно, важна хорошо продуманная схема сбора информации у дочерних компаний холдинга. Бухгалтерам предприятий должны быть предоставлены для наполнения шаблоны информационных пакетов, которые должны содержать все данные, необходимые специалистам, занимающимся консолидацией отчетности.
Заключение
Все большее количество российских организаций проводят или собираются проводить трансформацию бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. При трансформации консолидированной отчетности организации сталкиваются со следующими проблемами:
высокий уровень информационного риска;
техническая ограниченность возможностей трансформации, связанная с несовершенством используемых программ (например, с использование таблиц Excel вместо программ бухгалтерского учета);
отсутствие единой методики и порядка трансформации консолидированной отчетности, разработанных и утвержденных на законодательном уровне.
обязанность составителей консолидированной отчетности прямо следовать нормам МСФО без возможности их дополнительной адаптации и интерпретации.
На наш взгляд, для решения этих проблем, а, следовательно, и повышения качества трансформации консолидированной отчетности необходимо:
разработать необходимую инфраструктуру применения МСФО (то есть подготовить их законодательное признание в РФ), а также процедуры их одобрения, перевод стандартов на русский язык и их периодическое обновление;
разработать более совершенные программы по трансформации консолидированной отчетности;
определить, какие стандарты будут официально признаны к применению на территории РФ в первую очередь;
преодолеть институциональные противоречия в принципах формирования финансовой отчетности в соответствии с национальными и международными правилами;
обеспечить высокую профессиональную подготовку в области МСФО бухгалтеров и пользователей отчетности, организовать надлежащий контроль качества консолидированной отчетности, в первую очередь посредством повышения квалификационного уровня аудиторов, а также применения качественных стандартов их деятельности, соответствующих международным нормам аудита;
организовать надлежащий мониторинг применения МСФО для выявления факторов, требующих совершенствования и поддержки составителей и пользователей со стороны государственных органов и профессиональных организаций.