Какой же он на самом деле, этот бухгалтерский учёт
Бухгалтерский учет – неотъемлемый механизм управления фирмой в любой стране До начала 70-х годов XX века не существовало единых методологических и технических приемов ведения бухгалтерского учета, каждое государство устанавливало свои правила. Но развитие бизнеса внесло свои коррективы. Во второй половине XX столетия резко увеличивается число транснациональных корпораций, наблюдается тенденция к международной интеграции в сфере экономики. Рост деловой активности невозможен без унификации бухгалтерского учета.
Широкое распространение получили два подхода к решению проблемы унификации бухгалтерского учета: гармонизация и стандартизация, но в настоящее время эти термины часто используются как синонимы. Идея гармонизации не предусматривает единой для всех стан модели ведения бухгалтерского учета и единых стандартов, существует мнение, что эти стандарты не должны противоречить аналогичным стандартам в других станах. Идея гармонизации реализуется в рамках Европейского сообщества. Одним из важных нововведений стало появление в российском стандарте прямой отсылки на МСФО. Так, пунктом 7 ПБУ 1/2008 установлено, что некоторые вопросы ведения учета не отражены в российских стандартах, и предприятие может разработать соответствующие способы отражения учетных данных самостоятельно – с учетом требований российских ПБУ и Международных стандартов финансовой отчетности. Другим шагом в сторону сближения с международными стандартами составления финансовой отчетности стал новый порядок внесения изменений в учетную политику.
1. Требования к бухгалтерскому учету и его задачи
Бухучет является системой, которая измеряет, параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.
Концепции и принципы бухгалтерского учета
Практика бухучета основывается на определенных принципах. Правила, которые обязательны для бухгалтеров, такие как измерения, проведение расчетов и доведение финансовой информации до конечных потребителей строится в соответствии с GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского учета). К этим правилам относятся: принципы основ бухгалтерского учета, принцип надежности и стоимостной принцип. Самым основным принципом бухгалтерского учета является его независимость. Бухгалтерский отдел, который является организацией или частью организации и который является отдельной экономической единицей, независимой от других организаций или отдельных лиц. С точки зрения бухгалтерского учета сфера его деятельности строго основной концепции бухучета, ограничивается функциональными границами для того, чтобы его деятельность не смешивалась с деятельностью других отделов.
Предмет бухгалтерского учета
Бухучет используется для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия, производственной и непроизводственной сферы. К производственной сфере относятся предприятия, которые производят материальные блага: промышленные, строительные, сельскохозяйственные. Производственные предприятия заняты продвижением материальных благ от производителей к потребителям. Непроизводственные предприятия оказывают услуги населению. К ним относится: здравоохранение, образование и т.д.
Основная задача производственной деятельности предприятия – воспроизводство общественного продукта, которая состоит из отдельных взаимосвязанных моментов: производство, распределение, обмен и потребление. Главную роль в воспроизводстве принадлежит производству необходимых материальных благ. Бухгалтерский учет на предприятиях сферы материального производства отражает состояние и использование средств предприятия в процессе производства. В организациях и учреждениях непроизводственной сферы бухгалтерского учета отражает наличие и расходование средств при выполнении их функций. Т.о. предметом бухгалтерского учета является состояние и использование средств предприятия (организ., учрежд.) в процессе воспроизводства.
Для правильной организации БУ все имущество предприятия классифицируется по двум признакам: 1. по функциональной роли 2. по источникам образования и назначения Классификация имущества по функциональной роли.
Имущество предприятий и организаций классифицируется на: 1. необоротные активы, которые подразделяются на – собственные – арендованные. К ним относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения (земля при частной собственности). 2. оборотные активы
Предметы труда: запасы сырья, материалы, топливо, (МБП), запасные части, тара.
Средства в расчетах являются имуществом предприятия: п./лица, прочие дебиторы, покупатели (предприятия, преобрет. продукцию), аванс выданный.
Финансовые вложения: долгосрочное – более 1 года краткосрочное – менее 1 года 4. нематериальные активы Право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, право на интеллектуальную собственность, патенты, лицензии и др.
Классификация по источникам образования и назначению:
Источники собственных средств – Капитал: уставной, добавочный, резервный – Фонды: спец. назначения (накопления и потребления), резервный фонд, амортизационный фонд – Бюджетн. финансир. – целевое финансир.
Резервы: резерв предстоящих расходов и платежей, резерв по сомнительным долгам, гарантийный резерв.
Прибыль: прибыль отчетн. года, нераспред. прибыль отчетного года и прошлых лет, доходы будущих периодов.
Метод бухгалтерского учета Метод – способ познания того или иного явления.
Метод бухгалтерского учета это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия. Метод обусловлен предметом учета, основными задачами, стоящими перед ним, и предъявляемыми к учету требованиями. Он представляет собой сплошное документально обоснованное отражение объектов бухгалтерского учета и экономическое обобщение их в денежной оценке по качественно однородным, внутренне связанным между собой признакам для получения результатов хозяйственной деятельности предприятия*. К основным слагаемым (элементам) метода бухгалтерского учета относятся: способы первичного наблюдения за объектами учета (документация и инвентаризация); способы стоимостного измерения объектов учета (оценка и калькуляция); способы текущей группировки данных об объектах учета (система счетов и двойная запись); способы итогового обобщения данных учета (баланс и отчетность). Все хозяйственные процессы, изучаемые бухгалтерским учетом, обобщаются в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости путем денежного выражения.
2. Реформа бухгалтерского учета в России
Во исполнение Указа президента Российской Федерации от 03.04.2006 г. №278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию «Порядок во власти – порядок в стране» Правительство РФ разработало «Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Данная программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2007 г. №283*. В преамбуле к программе обоснована необходимость коренного изменения существующих норм и правил бухгалтерского учета в связи с изменением системы общехозяйственных отношений. А также гражданско-правовой среды, а также определены цель и задачи перехода на МСФО. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.
Задачи реформирования:
Формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов
Обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне
Оказание методической помощи организациями в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Программой предусмотрен календарный План мероприятий по ее реализации. Данный План бухгалтерских стандартов постепенно реализуется, хотя и со значительным срывом сроков. Например, проектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», срок выполнения обозначен как декабрь 2010 г., – но на сегодняшний день принципиальные изменения не вносились, что не позволяет организациям соблюдать определенные принципы учета, такие как принцип начисления и др. 26 марта 2008 года Министерством Финансов РФ были приняты дополнения к Программе «О мерах по реализации в 2001–2005 годах Программ реформирования бухгалтерского учета». В этом документе еще раз подчеркивается, что глобализация рынка капитала требует сопоставимости представляемой информации, в связи, с чем национальная система будет разрабатываться на основе МСФО.
В программе предоставлены следующие цели развития бухгалтерского учета:
Создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО
Обеспечение практической возможности применения МСФО в качестве единственных бухгалтерских стандартов для подготовки финансовой отчетности эмитентами ценных бумаг
Развитие бухгалтерской профессии.
Реформирование системы бухгалтерского учета в России направлено на обеспечение прозрачности, понятности и достоверности финансовой отчетности компаний квалифицированным пользователям. В настоящее время многие российские организации испытывают значительную нехватку оборотных активов. Что значительно затрудняет темпы экономического роста не только данных компаний, но и Росси в целом. Для выхода из этой ситуации требуются инвестиции, в том числе и инвестиции западных партнеров. Однако, вкладывая значительные суммы денежных средств, инвесторы требуют от компаний предоставлять понятную им отчетность. Это означает, что отчетность должна быть, не только переведена на иностранный язык, но и оставлена с соблюдением определенных правил. Основные правила ведения бухгалтерского учета и составление отчетности, которые понятны всем квалифицированным западным пользователям – это МСФО.
Необходимость реформирования системы бухгалтерского учет не вызывает сомнения. Для успешной реализации данной реформы необходимо разрешить всем крупным компаниям, акции которых обращаются на международных фондовых рынках, составлять все финансовую отчетность только в соответствии с требованиями МСФО и избавить их от высоких затрат на трансформацию отчетности или ведение параллельного учета. В настоящее время в России существуют несколько организаций осуществляющих проекты по реформе бухгалтерского учета. Среди них, например, Carana Corporation, Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ). Основные положения рекомендаций заключаются в следующем: Немедленный переход на МСФО банков и организаций, акции которых котируются на биржах
При продаже значительных объемов государственных пакетов акций в информационный проспект должна включаться финансовая отчетность по МСФО Унитарные предприятия, проходящие обязательную аудиторскую проверку, должны составлять финансовую отчетность по МСФО Российские стандарты бухгалтерского учета должны быть направлен на удовлетворение потребностей предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченными числом участников. Необходимо обеспечить подготовку и распространение методических рекомендаций, пояснений и примеров практического использования МСФО на российских предприятиях и т.д.
Различия ведения бухгалтерского учета по международным стандартам финансовой отчетности и российским правилам бухгалтерского учета. На протяжении десятилетий развитие теории бухгалтерского учета в России было оторвано от мирового опыта. В последнее время происходит постепенная адаптация системы российского бухгалтерского учета к требованиям рыночной экономики и постепенное приближение РСБУ к требованиям МСФО. В этой связи разработаны и используются:
Новые российские стандарты бухгалтерского учета:
Учетная политика организации
Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство
Учет активов и обязательств, стоимость компаний которых выражена в иностранной валюте
Бухгалтерская отчетность организации
Учет материально-производственных запасов
Учет основных средств
События после отчетной даты
Условные факты хозяйственной деятельности
Доходы организаций
Расходы организаций
Информация об аффелированных лицах
Информация по сегментам
Учет государственной помощи
Учет нематериальных активов
Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию
Информация по прекращаемой деятельности
Новые формы финансовой отчетности, метод начислений
Различное определение расходов для целей налогообложения и составления документов финансовой отчетности
Резервные фонды и оценочные резервы
Сводная (консолидированная) финансовая отчетность
Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета можно объяснить различными факторами, такими как пользователи финансовой отчетности, исторические факторы развития экономических систем, роль профессиональных ассоциация бухгалтеров и аудиторов в процессе разработки и принятия стандартов и правил учета и отчетности, а так же в их практическом применении.
МСФО РСБУ Пользователи Инвесторы, акционеры, работники организаций В первую очередь налоговые службы и другие контролирующие органы Исторические факторы Свободная рыночная экономика Переход от централизованного государственного регулирования и плановой экономики к рыночным отношениям Характер изложения информации Точность, последовательность и максимальная детализация Неполнота и непоследовательность Роль профессиональных бухгалтеров Значительная роль ассоциаций профессиональных бухгалтеров Государственное регулирование, при котором профессиональные ассоциации не играют существенной роли Роль на предприятии Большое влияние на процесс принятия решений Вспомогательная роль – главным образом функции контроля и учета Хотя и существуют определенные мировые тенденции каждая страна в своем экономическом, политическом и социальном развитии индивидуальна. Все страны используют накопленный мировой опыт для достижения внутренних, поставленных для развития экономики, целей. В том числе и развитие основных учетных процедур. Практически каждая стана разрабатывает собственные нормативные документы (стандарты) бухгалтерского учета и отчетности. Нормативные акты каждой страны имеют как общие черты (принципы и качественные характеристики). Так и отличия (цель составления отчетности, регламентация правил учета и отчетности, связь финансовой отчетности с налоговым законодательством, частота представления отчетности). Некоторые различия в системах бухгалтерского учета в разных странах приведены ниже:
МСФО GAAP.ru США Германия Россия Главная цель финансовых отчетов Снабдить информацией акционеров Снабдить информацией акционеров Защита от разглашения информации, которая может повредить компании Снабдить информацией внутренних и внешних пользователей Требования правил учета Устанавливают только основные принципы формирования критериев учета Очень точные и детальные пояснения Только общие принципы, что дает возможность произвольных решений Наиболее подробно и детально регламентирует порядок учета, обязательны к исполнению Содержание правил учета Отсутствуют правила для некоторых важных видов деятельности Правила определяют все до мелочей Отсутствуют правила для некоторых важных видов деятельности Правила конкретизируются методическими рекомендациями и инструкциями, которые зачастую противоречат друг другу Связь с налоговым законодательством Налоги рассчитывают в соответствии с налоговым законодательством страны Существуют два варианта учета, налоговый и финансовый Налоги рассчитываются поо данным финансовых отчетов Не в полной мере реализованы два варианты учета, налоговый и финансовый Частота отчетов Ежегодно Ежеквартально Раз в полгода Ежегодно При анализе требований и подходов МСФО и РСБУ можно также выделить различия по составу и содержанию форм отчетности. В соответствии с российскими нормативными актами по бухгалтерскому учету полный комплект годовой бухгалтерской отчетности включает: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерской отчетности (отчет о движении денежных средств, отчет об изменении капитала, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств), аудиторское заключение, пояснительную записку. В соответствии с МСФО в комплект годовой финансовой отчетности включаются:
Бухгалтерский баланс
Отчет о прибыли и убытках
Отчет об изменении в капитале
Отчет о движении денежных средств
Учетная политика и примечания к финансовой отчетности:
Заявление о соответствии Международным стандартам финансовой отчетности
Информация о применяемой основе (основах) оценки и учетной политике
Вспомогательная информация для статей, представленной в каждой форме финансовой отчетности в том порядке, в каком представлены каждая линейная статья и каждая форма финансовой отчетности. Прочие раскрытия, в том числе: условные события, договорные обязательства и прочие финансовые раскрытия и раскрытия нефинансового характера Можно выделить некоторые основные различия в содержании финансовой отчетности и учете отдельных операций.
МСФО РСБУ Бухгалтерский баланс Статьи бухгалтерского баланса оцениваются по правилу наименьшего из двух показателей: первоначальной и рыночной стоимости Статьи бухгалтерского баланса оцениваются по первоначальной стоимости, допускается проведение переоценок Отчет о прибылях и убытках Возможно два варианта представления расходов в отчете о прибылях и убытках: по характеру затрат (элементам затрат) и по функциям затрат. Доходы расходы отражаются по принципу начисления. Расходы в отчете о прибылях и убытках представляются по функциональному признаку. Принцип начисления не всегда соблюдается при подготовке отчета о прибылях и убытках. Отчет о движении денежных средств Для составления отчета используется прямой или косвенный метод. Предусматривается корректировки, связанные с отражением курсовых разниц, неденежных операций, налога на прибыль, неденежных статей доходов и расходов. Для составления отчета о движении денежных средств используется только прямой метод. В отчете представляются данные, прямо вытекающие их записей на счетах бухгалтерского учета денежных средств. Не осуществляются некоторые корректировки предусмотренные МСФО. Отчет об изменении капитала В отчете отражается общий эффект изменений в учетной политике и корректировка и фундаментальных ошибок. Каждое изменение по статьям акционерного капитала требует отдельного раскрытия. Эффект изменений в учетной политике и корректировки фундаментальных ошибок раскрываются в примечаниях. В отчете раскрывается общая сумма изменений по каждой статье акционерного капитала. Нематериальные активы Организационные расходы не относятся к нематериальным активам. Нематериальные активы первоначально оцениваются по себестоимости. Последующая оценка производиться по первоначальной стоимости либо путем переоценок. В составе нематериальных активов учитываются организационные расходы. Нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости. Стоимость нематериальных активов не подлежит изменению. Правительственная помощь Правительственные субсидии должны признаваться в качестве доходов тех периодов. Что и соответствующие расходы. Они не должны кредитоваться прямо на счет капитала. Предусматривается возможность отражения субсидии как вычета из стоимости актива. Списание бюджетных средств производится на систематической основе. Бюджетные средства при принятии к учету кредитуются прямо на счет капитала (по статье «целевое финансирование») Затраты по займам В состав затрат по займам включаются также платежи в отношении финансового лизинга. Затраты по займам не капитализируются в стоимость товарно-материальных запасов. Затраты по займам включают только расходы, связанные с получением и использованием заемных средств. Если кредиты используются только для предоплаты материалов, то расходы по процентам включаются в стоимость материалов до принятия их к учету. Консолидированная отчетность Различные способы консолидации: объединение активов, метод пропорциональной консолидации, метод полной консолидации, метод учета по долевому участию, метод учета по себестоимости. Существующие правила используют принципы похожие на МСФО, но они являются лишь рекомендациями, Но практике надежность консолидированной отчетности очень низка. Собственные акции, выкупленные у акционеров Собственные акции компании, выкупленные у акционеров, отражаются в бухгалтерском балансе в разделе «капитал» как вычет из величины акционерного капитала Собственные акции компании, выкупленные у акционеров, отражаются в балансе в составе краткосрочных финансовых вложений 3. Бухучет XXI века: реалии и перспективы Одним из главных бухгалтерских событий 2008 года стало опубликование Министерством финансов очередного варианта законопроекта «О бухгалтерском учете». Именно этот документ по мысли разработчиков должен вскоре заменить аналогичный закон 1996 года. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» был принят более десяти лет назад и, надо сказать, что в целом он выполнил свою миссию. Если вспомнить, в каких условиях в середине 90-х годов он разрабатывался и принимался, то следует, безусловно, отметить, что для того времени это была революция – регулирование бухгалтерского учета и отчетности впервые обрело законодательную форму. До его принятия эта тема была исключительной «вотчиной» Министерства финансов, которое не планировало ни с кем делиться своими полномочиями. Заслуга названного закона заключается также в том, что в нем были закреплены базовые определения и понятия, установлена система регламентации отношений в сфере бухгалтерского учета, сформулированы общие правила ведения учета в организациях, определен состав финансовой отчетности. Однако все остальные вопросы, которые не были урегулированы Федеральным законом «О бухгалтерском учете», закреплялись нормативными актами Министерства финансов. Такой подход был вполне оправдан в 90-е годы, когда единственным пользователем финансовой отчетности являлось само государство. Оно было заинтересовано в жестком управлении системой бухучета, поскольку именно на основании этих правил формировалась налоговая отчетность, и рассчитывалось большинство налогов. В то же время государство не было готово большую часть вопросов регулировать с помощью закона, полагая, что в специфических правилах учета сотрудники Минфина разберутся лучше законодателя*. Теперь ситуация безусловно изменилась. Связано это с происходящими в стране экономическими реформами, которые породили новые требования к учету и финансовой отчетности. С одной стороны, организации стали активно привлекать инвесторов, то есть расширился круг пользователей финансовой отчетности. Они, в свою очередь, стали упрекать организации в том, что отчетность, сформированная по минфиновским правилам, не позволяет получить необходимую и корректную информацию о финансовом состоянии организации. С другой стороны, с системы бухгалтерского учета и отчетности в начале двухтысячных годов была снята налоговая функция – база по наиболее важным налогам стала рассчитываться по правилам, определяемым налоговым законодательством. Таким образом, несмотря на изменение целей, и задач бухгалтерского учета и отчетности, правовая регламентация этих отношений по сей день остается довольно жесткой. Это и является главной причиной, вынуждающей поменять законодательство о бухгалтерском учете. Прежде всего, новый законопроект должен четко определить, какова цель бухгалтерского учета и отчетности, а также каков интерес государства в регулировании отношений в этой сфере. Поняв это, следует установить, какие вопросы учета и отчетности нужно регулировать в нормативных правовых актах (в законе и подзаконных актах), какие – доверить профессиональному сообществу (ассоциациям, общественным союзам и прочим негосударственным структурам), а решение каких проблем можно отдать на откуп самим хозяйствующим субъектам. К сожалению, обнародованный законопроект не содержит ответов на все приведенные мной вопросы*. Вопрос о квалификационных требованиях, предъявляемых к бухгалтерам организации, постоянно вызывал бурю негодования у предпринимателей. Тот же самый вопрос – зачем нужны эти требования – всегда интересовал и меня. Они необходимы там, где деятельность работника затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Например, водителем может стать только тот человек, который имеет удостоверение, подтверждающее умение управлять автомобилем. Такое требование оправданно, поскольку деятельность водителя связана с эксплуатацией объекта повышенной опасности, а стало быть, затрагивает интересы неограниченного круга лиц. Аудитор также должен обладать соответствующим сертификатом, подтверждающим его профессиональную готовность к исследованию финансово-хозяйственной документации организации. И такое требование оправданно, поскольку клиент должен быть уверен, что аудитор, имеющий сертификат, обладает всеми необходимыми навыками работы. Но вот зачем нужны квалификационные требования для бухгалтера, основная задача которого представить менеджерам и собственникам предприятия корректную информацию о финансово-хозяйственной деятельности этого предприятия? Менеджер и собственник должны сами решать, доверяют ли они квалификации принимаемого на работу сотрудника. В тех случаях, когда финансовая отчетность востребуется внешними пользователями, например, при выходе ценных бумаг предприятия на фондовый рынок, над бухгалтером появляется «проверяющий» – аудитор, который подтвердит или опровергнет корректность составленной финансовой отчетности. При таком положении дел квалификационные требования к бухгалтерам явно излишни. Почему-то никому не приходит в голову законодательно закреплять квалификационные требования, например, к юрисконсульту на предприятии или работнику кадровой службы. Предпринимательское сообщество крайне негативно восприняло идею введения квалификационных требований для бухгалтеров. По крайней мере, РСПП по данному вопросу занимает достаточно жесткую позицию. Насколько я понял, ряд госведомств также не разделяет точку зрения Минфина. Распределение полномочий по утверждению национальных стандартов – это наиболее болезненный вопрос в дискуссии Минфина и общественных организаций. Очевидно, что полностью отдать негосударственным структурам право определять стандарты учета и отчетности нельзя, иначе единообразия добиться будет просто невозможно. Вместе с тем, по нашему мнению, «монополизм» Минфина в этой области также является сдерживающим фактором развития регламентации учета и отчетности. В этой связи Фонд НСФО полагает, что Министерству финансов подобает, во-первых, определить, какая информация должна быть отражена в финансовой отчетности, а во-вторых, установить основные, самые общие принципы учета тех или иных операций. Собственно разработку правил учета целесообразно возложить на негосударственные структуры, избранные на конкурсной основе. Проект стандарта должен быть представлен Минфину, который либо утвердит его, либо откажется это сделать, пояснив, почему он собственно не годится. Таким образом, чиновники обеспечат некое единство правил учета и отчетности, но в, то, же время основная работа будет выполняться негосударственными структурами. Согласно действующему законодательству фирмы и предприниматели, работающие на УСН, обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса, и учет основных средств и нематериальных активов в порядке, определяемом законодательством о бухгалтерском учете. Как известно, отчетность малых фирм не имеет внешних пользователей, за исключением налоговых органов, интересы которых обеспечивает Налоговый кодекс. Таким образом, можно предположить, что появление обязанности у «упрощенцев» вести бухгалтерский учет в полном объеме негативно отразится на развитии малого бизнеса в стране. Законопроект не предполагает, что система учета и отчетности кардинально изменится. Никому переучиваться не придется. При обсуждении проекта в Госдуме также исчезнут упоминания о неких квалификационных требованиях к бухгалтерам, то есть у них не возникнет необходимость проходить дополнительную сертификацию. С учетом того, что интерес к реформе бухгалтерского учета и отчетности у правительства, по-видимому, не самый высокий, до конца весенней сессии Госдумы проект не будет внесен в нижнюю палату парламента, а, следовательно, маловероятно, что он будет принят до конца 2008 года. Раньше 2010 года нормы этого закона в действие не вступят. Заключение Таким образом, приказом от 6 октября 2008 года №106н Минфин утвердил новое ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Применять его при определении основных принципов учета операций бухгалтеры должны будут, начиная уже со следующего года. Из вышесказанного следует, если до сих пор таким лицом являлся главный бухгалтер, то, начиная с 2009 года формировать учетную политику, сможет любой другой работник фирмы, на которого возложено ведение учета. Например, руководитель финансового департамента или генеральный директор. Как и прежде, учетная политика утверждается приказом директора. Бухгалтерам дали больше свободы. Отныне приложением к учетной политике можно утверждать формы любых первичных учетных документов. Напомним, ранее такая вольность позволялась только в отношении бланков, по которым нет унифицированных форм. Таким образом, все «госкомстатовские» бланки «первички» перешли в разряд рекомендованных. Если фирма сочтет нужным разработать свой бланк, применять его она может, невзирая на наличие типовой формы. Но все это пока остается лишь в теории. Дело в том, что на сегодняшний день не пересмотрен Закон о бухучете (Закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ). Федеральный закон имеет приоритет перед приказом финансового ведомства. А значит, согласно действующей редакции статьи 9 этого закона, для оформления хозяйственных операций должна применяться унифицированная «первичка». Что ж, возможно, в ближайшее время парламентарии все же обратят внимание на это противоречие между ПБУ и главным бухгалтерским законом и внесут в последний соответствующие поправки.